Мика Паули Хаккинен: биографический очерк
Мика Паули Хаккинен (фин. Mika Pauli Häkkinen) — финский автогонщик. Участник чемпионатов мира Формулы-1 с 1991 по 2001. Обладатель двух чемпионских титулов в этом классе автогонок в 1998 и 1999 годах. Также Мика Паули стал вице-чемпионом в 2000 году.
В 1995 году на Гран-при Австралии машина Мики из-за взрыва покрышки влетела в стену. Гонщик получил перелом черепа и некоторое время находился в коме, но выжил и продолжил карьеру в Формуле-1.
С 2004 года вернулся в автоспорт в чемпионат ДТМ. По окончании сезона-2007 принял решение о завершении выступлений в этом чемпионате (выиграл три гонки за три сезона).
Биографический очерк
28 сентября 1969 года в семье Харри и Аилс Хаккинен родился мальчик. Mика Паули не был первенцем – маленькой Нине к тому времени исполнилось уже три годика. Но отец – оператор-связист, помогавший судам маневрировать в Финском заливе, – всегда хотел наследника. Именно поэтому младший Хаккинен сразу стал любимчиком.
«С детства Мика был очень положительным ребенком, – в один голос вспоминают сегодня родители и старшая сестра. – Он никому не доставлял ровным счетом никаких неприятностей!» В образцовое поведение двукратного чемпиона мира «Формулы-1» вполне можно поверить. На шалости и буйство у Мики просто не было времени.
Началось все с того, что малыш фактически случайно оказался на картодроме, расположенном недалеко от работы отца. И с тех самых пор Мика дергал папу постоянными просьбами «прокатиться». Харри возражал разве что для виду. Ведь как можно было сопротивляться просящему, почти умоляющему выражению детских глазенок?
Но первый же заезд едва не окончился трагедией. Для пробного раза пятилетний Мика поехал безумно быстро и практически сразу улетел в одном из поворотов. Карт перевернулся, а у Харри прибавилось седых волос. Хорошо, что аварию не видела мать Мики. Тогда бы, несмотря на то, что юный гонщик выбрался из передряги без единой царапины, на будущей карьере Хаккинена можно было сразу ставить жирный крест. Но все сложилось куда более удачно. Мика совсем не испугался случившегося и расстроился, казалось, лишь из-за того, что «покатушки» так быстро закончились. И малыш вновь стал обхаживать папу – теперь уже с просьбой купить ему карт.
Семья связиста и секретарши не могла позволить себе тратить деньги на весьма дорогостоящее увлечение сына, и Харри пришлось наняться на вторую работу. В перерывах между сменами старший Хаккинен подрабатывал таксистом. И так на протяжении шести лет – лишь бы Мика мог заниматься любимым делом. Спустя двадцать пять лет он отблагодарит родителей за все лишения, купив им дом в престижном районе Хельсинки за миллион долларов.
Конечно, в пятилетнем возрасте сложно было разглядеть в белобрысом мальчугане будущего чемпиона мира и уж тем более миллионера. Отец на это и не рассчитывал, хотя задатки одаренности у юного гонщика просматривались уже тогда.
Автогонщик Мика Паули Хаккинен
В 78-м году Мика заявляется в региональном первенстве по картингу, а спустя три сезона он уже чемпион Финляндии. Свой титул он отстоял четыре раза, полностью переписав книгу рекордов национальной серии. И усилия Хаккиненов – не одного лишь Мики, вспомните вторую работу Харри – не остались без награды.
Способного паренька приметил Кейо Росберг. «Кеке», как называли этого усача и заядлого курильщика коллеги по гоночному цеху, был тогда единственным финном, выигравшим чемпионат мира «Формулы-1». Росберг не понаслышке знал, как сложно начинающим гонщикам делать первые шаги, и взялся помогать финским дарованиям. Кейо уже оказывал поддержку одному подающему надежды соотечественнику – Юрки-Ярви Лехто. С подачи чемпиона тот выиграл скандинавское первенство «Формулы-1» Форд 1600. Лехто ушел на повышение, а в его машину Росберг посадил Хаккинена.
Наверное, и в самых розовых снах Кейо не предполагал, что нашёл не самородок даже, а настоящую золотую жилу. Девять побед Хаккинена на этапах не оставили соперникам ни шанса. Но главное – на машине Лехто Мика на секунду улучшал его время прохождения круга практически в каждой гонке!
Тут уже о способном финне заговорили в Европе. Мику пригласили на тестовые заезды в Брендс-Хетче, на которых присутствовал сам Рон Деннис – управляющий команды McLaren «Формулы-1».
Сложно сказать, чем впечатлил «железного Рона» скромный финн, – слишком много молодых пилотов проходит перед менеджерами лучших команд, – но имя 18-летнего юнца Деннис запомнил. И не зря. Хаккинен играючи преодолевал все более высокие барьеры. В сезоне-88 Мика выиграл «Евросерию» «Формулы-1» Opel-Lotus. В следующем году дебютировал в самом престижном чемпионате «Формулы-3», английском. А через год стал чемпионом, выиграв девять гонок. Ну а прекрасным окончанием удачного года стало знаменитое Гран-при Макао Ф-3. Мика легко выиграл первый заезд, уверенно лидировал во втором, но за круг до финиша отменным бойцовским приемом Михаэль Шумахер убрал с трассы Ральт финна.
Другой на месте Хаккинена записал бы Шумахера в список смертельных врагов, наверняка наговорил бы гадостей через прессу и уж точно больше никогда не подал руки. Так мог поступить кто угодно, но только не Мика. Его целью всегда были победы в гонках, а не в словесных перепалках. Тем более, что в конечном счете Гран-при Макао стало для него пропуском в «Формулу-1».
В боксах расстроенного Мику встречал радостный Росберг. «Не горюй, парень, – подбодрил своего протеже менеджер. – В следующем году поедешь за Lotus в «Формулу-1». Понятно, что творилось в душе Хаккинена. Еще четыре года назад он ездил в картинге, и вот его уже зовут в «Королеву автоспорта»! Тут голова закружится у кого угодно. Закружилась она и у Мики.
«Свой первый Гран-при помню, как будто он состоялся вчера, – откровенничает Хаккинен. – Гонку в Фениксе я вполне осознанно намеревался выиграть. Машина была великолепной. Мотор – чудовищно мощным. Но когда я выбрался из кокпита после квалификации, то был ошарашен – только 13-е место! Я находился в состоянии шока, а вся команда радовалась и поздравляла меня – для Lotus это был великолепный результат!» Этот эпизод спустил Хаккинена с небес на землю. Для того, чтобы побеждать в «Формуле-1» одного таланта мало. Нужно еще, как минимум, выступать в приличной команде. А чтобы попасть в элиту, необходимо проявить себя и на слабой машине. Вот такой получается замкнутый крут.
Но горькая действительность не изменила характера финна. Никогда не случалось такого, чтобы Мика раскритиковал своих механиков, кое-как подготовивших автомобиль к гонке. Он и в мыслях не держал требований о повышении жалования. Ни разу от него не слышали упреков в адрес поставщиков двигателей или шин. И, наконец, ни разу за всю карьеру он не вступал в конфликт с товарищами по команде.
Картинка эта настолько идиллична для современной «Формулы-1», что в нее практически невозможно поверить. Грязное белье, ссоры и склоки – такая же неотъемлемая часть «Королевы автоспорта», как и сами гонки. На фоне всего этого Хаккинен явно выглядел белой вороной.
За это его невзлюбили журналисты. Невероятный финский акцент и свойственная всем северянам манера говорить медленно и протяжно делали из Мики не самого лучшего собеседника. Да и вытянуть из него откровенность можно было только железными клещами. Не особенно любили Хаккинена и зрители: «Уж какой-то слишком положительный этот парень!»
Впрочем, мнение толпы никогда не беспокоило «Хаку». С другой стороны, бесконфликтный характер Хаккинена, помноженный на отменные результаты – на полумертвом Lotus он исправно зарабатывал зачетные очки, – привлек-таки внимание к финну. Накануне сезона-93 услугами Мики заинтересовались в «Лижье», «Вильямсе», но в итоге он после консультаций с Росбергом остановился на McLaren.
И тут злодейка-судьба, до этого явно благоволившая финну, решила резко изменить свое отношение к Хаккинену. Айртон Сенна, долго тянувший с контрактом, наконец-таки решил выступать за Рона Денниса. А второе место у красно-белых еще раньше застолбил американец Майкл Андретти. Мике же осталась полезная, но страшно скучная работа тест-пилота.
Если когда-то финн и выглядел недовольным, так это в первую половину сезона-93. И без того неразговорчивый, он еще больше ушел в себя, замкнулся и страшно тосковал о гонках. Спасение пришло откуда ни возьмись. Деннис устал ждать результатов от невезучего Андретти, и на Гран-при Португалии Майкла в кокпите McLaren заменил Мика. Поистине это был звездный час финского пилота. В квалификации он опередил самого Сенну и тут всем стало окончательно ясно – этот парень пойдет далеко.
С тех пор место в команде Рона Денниса Хаккинену зарезервировано. Его результаты медленно, но верно шли в гору. За местами на пьедесталах пришла и первая победа в Гран-при. Случилось это на розыгрыше Большого приза Испании в 1997-м. Казалось бы, перспективы у Мики великолепные: отличная команда, прекрасный автомобиль с надежным и мощным двигателем.
Вот он, путь к завоеванию чемпионского титула! Но судьбе было угодно еще раз проверить Хаккинена на прочность. И спустя всего несколько месяцев после своей первой победы Мика оказался на грани жизни и смерти.
Во время тренировочных заездов Гран-при Австралии на полном ходу лопнула задняя покрышка McLaren, и неуправляемый снаряд понесся в бетонную стену... Сильнейший удар, частично смягченный шлемом, пришелся в голову. Бывает, что человек в таких ситуациях погибает не от самого удара, а в последующие несколько минут из-за ограниченного доступа кислорода к головному мозгу. По счастью, один из двух докторов, прибывших на место аварии, оказался нейрохирургом. Он понял, что помочь здесь может только трахеотомия. Хаккинену разрезали горло, вставили дыхательную трубку и тем самым спасли ему жизнь.
Далеко не все пилоты даже после менее страшных аварий находили в себе силы, чтобы вернуться на трассу. Но Мика слишком любил гонки, чтобы так легко сдаться. Не прошло и полугода, как Хаккинен вновь вышел на старт.
Провидение оценило мужество финна, и с тех пор у Мики все хорошо. Даже очень хорошо. Он выиграл два чемпионских титула «Формулы-1» и может заслуженно купаться в славе. Но счастлив ли он сегодня?
С одной стороны, что за глупый вопрос? Двукратный чемпион мира живет с любимой женой в городе миллионеров – Монако и может себе позволить наслаждаться роскошью. Его старшая сестра Нина заведует делами официального фан-клуба Хаккинена, а тысячи болельщиков готовы носить его на руках. Но загвоздка как раз в этом. Ведь едва ли не больше всего на свете Мика не любит находиться в центре внимания. Представьте, каково ему осознавать, что в его личной жизни копаются все, кому заблагорассудится. В Интернете напечатан регистрационный номер его Мерседес-Бенца, папарацци подкарауливают пилота у входа в любимый ресторан «Старс энд Барс». И, наконец, чуть ли не всяк желающий может глазеть на окна спальни Хаккиненов на 9-м этаже фешенебельного здания на Булевар де Сюис. Словом, вид с высоты славы открывается не самый безоблачный.
Текст взят из открытых источников в интернете
Комментарии к статье: «Мика Паули Хаккинен: биографический очерк»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!