Как правильно писать новости для СМИ?
Многие журналисты и копирайтеры сталкиваются с необходимостью писать новости для СМИ. Не все из них знают, как правильно писать новостные тексты, чтобы они были максимально информативными и не вызывали желания поскорее перевернуть страницу, если это печатное СМИ, либо закрыть вкладку, если это интернет-издание.
Что нужно помнить перед написанием новости?
Прежде чем приступить к написанию, нужно запомнить, что хорошая новость должна отвечать на 6 главных вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?», «как?». Каждый из этих аспектов должен быть освещён даже в коротком новостном тексте. Новость можно считать качественной, если уже в начале читатель получает ответ минимум на 3 перечисленных выше вопроса.
Принципы работы
Не менее важно определиться с принципами работы. Необходимо помнить, что потерять доверие читателя легко, а вернуть назад практически невозможно. По этой причине не стоит писать желтизну с неправдивыми заголовками (в Интернете они называются кликбейтом), нужно использовать информацию только из проверенных источников (минимум 3-4).
Принцип перевёрнутой пирамиды
Также нужно держать в уме принцип перевёрнутой пирамиды, согласно которому ключевая информация должна идти в первом абзаце (по-другому называется лидом-резюме), а в последующих частях текста она конкретизируется, дополняется новыми фактами. Соблюдение этого принципа увеличит вероятность того, что текст дочитают до конца.
Выбираем тему и источники
Процесс написания новости начинается с выбора темы и подбора источников. Автор должен стараться писать на темы, в которых разбирается или о которых хотя бы имеет общее представление и желание в них разобраться. Всё потому, что отличить достоверный источник информации из множества недостоверных поможет знание темы.
Например, если журналист хочет освещать предвыборную кампанию президента, но при этом не знает, что такое республика как форма правления и демократия как политический режим, какой механизм формирования представительных органов власти, какими законами регулируются выборы и прочее, то возникает вопрос о качестве будущего материала.
Источников должно быть несколько (3-5), информация в них не должна противоречить друг другу, за исключением мнения каких-либо экспертов.
Грамотная структура – половина успеха
Структура – это каркас текста, его основание. Текст должен быть структурирован не только по форме, то есть включать в себя абзацы, подзаголовки, нумерованные и маркированные списки, а и по содержанию. У новостных текстов есть своя специфическая структура, построенная на принципе перевёрнутой пирамиды: заголовок, лид-резюме, содержание и бэкграунд.
Заголовок – это первое, что видит читатель, именно поэтому название должно привлечь его внимание и побудить прочесть текст целиком. В обилии новостей как в печатных СМИ, так и в электронных люди именно по заголовку выбирают, что им читать.
Существуют правила написания новостных заголовков.
- Писать надо коротко и ясно, используя сокращения и активные залоги. Правило «краткость – сестра таланта» работает не только для художественных, но и для информационных текстов. Предпочтительная длина заголовка – до 80 знаков с пробелами. Активные залоги проще воспринимаются, чем пассивные. То же самое касается и сокращений. Легче прочесть «Минюст России», чем «Министерство юстиции Российской федерации».
- Из названия должно быть понятно, о чём новость. Например, журналисты часто любят цитировать слова каких-либо деятелей, которые вообще не раскрывают сути произошедшего события.
- В заголовке не должно быть лишних деталей, чтобы оставался интерес к остальному тексту.
- Цифры в названии лучше округлять. Опять же это проще для восприятия.
- Заголовок не следует начинать с предлога или цифры.
- Если в названии содержится мнение какого-то человека, отражающее суть новости, то обязательно должна быть ссылка на источник.
- Не нужно употреблять слова «сегодня», «вчера», «на прошлой неделе», потому что новости быстро устаревают и уже через день или неделю такие слова в заголовке будут неактуальными. Их лучше заменить конкретной датой.
Лид-резюме – суть новости в 3-4 предложениях. Лид для лучшего понимания можно сравнить с аннотацией к книге. Она не раскрывает подробностей повествования, а лишь сообщает ключевые моменты. Этот абзац не должен быть абстрактным, «водным», поэтому следует избегать употребления таких фраз: «всем известно, что…», «как многие из вас знают…», «недавно общество шокировала новость…» и т. д. В этой части текста должен быть ответ на минимум 3 из 6 главных вопросов, как было сказано выше.
Содержание (тело) новости тоже должно быть кратким и конкретным. Желательно писать новости, не превышающие в объёме 3-4 абзацев. Не всегда это получается, так как материал может быть ёмким, но нужно стремиться к сокращению.
Бэкграунд – дополнительная информация, предыстория описываемого события. Эту информацию не всегда нужно писать, она должна грамотно вписываться в контекст новости. Например, когда речь идёт об краже, можно указать на статистику подобных преступлений за последний месяц в определённом регионе. В этой части текста не надо указывать источник информации.
Меньше метафор и больше фактов
Многие ньюсмейкеры забывают, что новости пишутся в публицистическом стиле, а не в художественном. Следует избегать метафор, эпитетов, сравнений, юмора там, где это не вписывается в контекст. Художественные средства выразительности лучше заменять фактами и статистикой.
Вычитка – наше всё
Текст перед публикацией обязательно нужно проверять не только на наличие разного рода ошибок, но и на «водность», лёгкость в прочтении, заспамленность. Лучше одна информативная, достоверная новость, чем пять «водных» и недостоверных.
Заключение
Журналистам и копирайтерам нужно всё время повышать навыки письма не только за счёт непосредственного написания новостных текстов, но и благодаря прохождению специальных курсов, тренингов, мастер-классов, прочтению учебной литературы. Только так можно повысить уровень новостного издания и востребованность своих услуг как ньюсмейкера.
Комментарии к записи: «Как правильно писать новости для СМИ?»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!