Ученые выяснили, что самооценка академической компетентности школьников влияет на результат
Исследователи из Норвежской школы бизнеса в Осло провели обширное исследование, посвященное факторам, определяющим академическую успеваемость школьников. Результаты анализа данных 600 тысяч учащихся из 79 стран, участвовавших в международном исследовании PISA, показали, что самооценка академической компетентности является самым мощным предиктором успеваемости. Школьники, уверенные в своих способностях к познанию, демонстрируют более высокие результаты в учебе.
Уровень образования родителей, особенно матерей, также играет значительную роль в успеваемости учащихся. Дети матерей с более высоким уровнем образования имеют более высокие баллы по PISA. Это говорит о том, что качество образования женщин, вероятно отражающее интеллектуальную атмосферу в семье и ценность образования, существенно влияет на успеваемость ребенка. В то же время, исследование показало, что воспринимаемое качество преподавания не оказало значительного влияния на результаты PISA.
Помимо академических факторов, исследование выявило несколько психологических факторов, связанных с успеваемостью школьников. К ним относятся отношение учащихся к своим учителям, оценка своих способностей к учебе, воспринимаемая родительская поддержка, школьная мотивация, общая самооценка и самоопределение. Каждый из этих параметров оценивался с помощью специально разработанных шкал, состоящих из нескольких пунктов, где ученики отвечали в диапазоне от «совершенно не согласен» до «полностью согласен».
Исследование показало, что учащиеся, имеющие положительное отношение к своим учителям и воспринимающие их поддержку, демонстрируют более высокую успеваемость. Кроме того, школьники с более высокой оценкой своих способностей к учебе и более высокой школьной мотивацией добиваются лучших результатов в учебе. Общая самооценка и самоопределение также связаны с академической успеваемостью, хотя их влияние менее выражено.
Результаты исследования подчеркивают важность психологических факторов в успеваемости школьников. Понимание этих факторов может помочь учащимся и педагогам повысить эффективность обучения и достичь более высоких академических результатов.
В дополнение к вышесказанному, следует отметить, что исследование PISA также выявило значительные различия в академической успеваемости между странами. Эти различия могут быть связаны с рядом факторов, таких как качество образовательных систем, культурные ценности и экономическое развитие. Дальнейшие исследования необходимы для лучшего понимания этих различий и разработки эффективных стратегий для улучшения академической успеваемости во всех странах.
Также стоит упомянуть о влиянии генетических факторов на академическую успеваемость. Исследования показали, что существует генетическая корреляция между интеллектом и успеваемостью в школе. Однако важно отметить, что генетика не предопределяет успех или неудачу в учебе. Окружающая среда, образование и воспитание играют решающую роль в формировании академической успеваемости.
С одной стороны, авторы исследования говорят нам о полезных вещах про воспитание детей. Действительно, важно хвалить ребенка и поддерживать его во всем, чтобы не сформировать заниженную самооценку. С другой — ученые не указали ту грань, за которой начинается завышенное самомнение о себе и своих способностях во вред себе и окружающим. Ведь каждый из нас сталкивался с недоучками с гонором, из которых потом по сути ничего толкового не вышло. А вот те, кто наоборот, не был до конца уверен в своих знаниях, больше учил и готовился к экзаменам. Считаю, нужно было дополнить исследование или статью вопросом про завышенное самомнение и как оно влияет на уровень образования.
Информация о данном исследовании показалась мне достаточно интересной. Очень хорошо, что отметили роль в успеваемости школьников положительного отношения к своему учителю. Я считаю, что данный аспект сказывается не только на успеваемости, но так же вносит весомый вклад и в самооценку учащегося, и в его оценку собственной способности к обучению.
На собственном опыте и опыте членов своей семьи не раз убеждалась в том, что квалифицированный педагог, способный находить общий язык с обучающимися способен создавать и подкреплять мотивацию к изучению его предмета. И напротив, при наличии "натянутых" отношений с педагогом зачастую возникают проблемы с успеваемостью. Думаю, было бы не лишним информировать работников сферы образования о результатах подобных исследований.
Что-то очень сомнительные выводы приводятся в данном предложении: "В то же время, исследование показало, что воспринимаемое качество преподавания не оказало значительного влияния на результаты PISA." - это как так? Т.е. если сам учитель полный тупень, то это разве не будет влиять на показатели обучаемости детей? - почему же тогда передовые частные школы пытаются профессоров к себе устраивать, а не студентов только что вышедших с педуниверситетов?