Торопова Алла Владимировна. Биографический очерк
Торопова Алла Владимировна - профессор Института изящных искусств МПГУ, Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов, доктор педагогических наук, доктор психологических наук.
Ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования и академика МАНПО. Доктор педагогических наук и доктор психологии, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования.
Биографический очерк
Торопова Алла Владимировна окончила музыкальное училище (теоретико-композиторское отделение) в Перми. В 1992 году закончила Московский педагогический государственный университет. По окончании аспирантуры в 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию, а в 2009 г. защитила докторскую диссертацию (как и кандидатскую под рук. Э.Б. Абдуллина). Ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования и академика МАНПО. Доктор педагогических наук и доктор психологии, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования.
На музыкальном факультете МПГУ ею была реализована идея о создании научного направления Психология музыкального образования, разработано содержание соответствующей специализации, учебный план, составлены программа-конспект и полный перечень УМК. До настоящего времени А.В. Торопова руководит направлениями Психология музыкального образования и Музыкальная психология и арт-терапия. В числе разработанных ею авторских курсов: «Музыкальная психология и психология музыкального образования» (Гриф УМО и Министерства общего и профессионального образования), «Музыкально-психологическая антропология», «Музыкотерапия» и другие.
А.В. Торопова занимает первое место на факультете по количеству ВАКовских публикаций за последние годы.
В 1998 г. за монографию «Проблема бессознательного в музыкальной педагогике» А.В. Торопова стала лауреатом премии им. А.Ф. Лосева, а в 2007 гг. – получила диплом II степени конкурса учебных пособий МПГУ.
В 2011 г. А.В. Торопова удостоена Премии Правительства РФ в области образования (в составе коллектива авторов комплекта вузовских учебников и учебных пособий).
В 2014 г. А.В. Торопова награждена медалью имени Г.И. Челпанова
II степени «За вклад в психологическую науку».
На музыкальном факультете А.В. Торопова ведет индивидуальные психологические консультации, осуществляя тем самым психологическое сопровождение музыкального образования студентов и учащихся ДШИ и ДМШ г.Москвы.
А.В. Тороповой опубликовано более 90 работ, в том числе – учебные пособия и монографии:
Музыкальная психология и психология музыкального образования. 3-е издание, исправленное и дополненное. М., 2010;
Homo-musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. М., 2008;
Интонирующая природа психики. М., 2013 и др.
С 2013 года – руководитель научно-образовательного центра при МПГУ «Психология искусства в образовательной среде».
С 2014 года – Президент Российской общенациональной секции Международного общества по музыкальному образованию.
Публикации
Основные публикации: более 100 научных статей и докладов; учебные пособия и монографии, среди которых:
- Торопова, А.В. Интонирующая природа психики /А.В. Торопова – М.: ООО «Издательство Ритм», 2013. – 340 с. – 21,25 п.л.
- Торопова, А.В. Опыт музыканта в психологической реабилита¬ции детей с психосоматическим профилем личности /А.В. Торопова, Т.В. Львова – М.: ООО «Ритм», 2012. – 179 с. – 11,25 п.л.
- Торопова, А.В. Homo-musicus в зеркале музыкально-психологической и му-зыкально-педагогической антропологии /А.В. Торопова – М.: Учебно-методический из¬дательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. – 288 с. – 18 п.л.
- Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. 3-е издание, исправленное и дополненное / А.В. Торопова / Гриф УМО по педагогическому образованию. – М.: ООО «Ритм», 2010. – 250 с. – 15 п.л.
- Торопова, А.В. Проблема самоактуализации личности в контексте преподавания музыкальных дисциплин / А.В. Торопова // Глава в Сб. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика. Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2011. – С. 358 – 364. – 0, 5 п.л.
- Торопова, А.В. Психолого-педагогическая концепция изучения и развития музыкального сознания личности /Абдуллин Э.Б. и др. Методология музыкального образования. Учебник. – М., 2011. – С. 346 – 358. – 0,7 п.л.
- Торопова, А.В. Генезис музыкально-языковых кодов: психогенетический аспект /А.В. Торопова // Теория и практика общественного развития. Международный научный журнал. – 2014. – № 5. – С. 45 – 48. – 0,5 п.л.
- Торопова, А.В. Феномен интонирования в контексте исследования музыкально-языкового сознания /А.В. Торопова// Развитие личности. – 2013. – № 3. – С. 86 – 101. – 0, 9 п.л.
- Торопова, А.В. Подходы к исследованию психофизиологических характеристик восприятия музыки различных культурных традиций / А.В. Торопова, И.Н. Симакова, М.К. Кабардов, О.М. Базанова// Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 124 – 134. – 1 п.л.
- Торопова, А.В. Исследование особенностей музыкальной перцепции и свойств личности студентов-музыкантов /А.В. Торопова // Человеческий капитал. – 2014. – № 1 (61). – С. 86 – 91. – 0,5 п.л.
- Торопова, А.В. Феномен интонирования как знаковая функция /А.В. Торопова//Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 136 – 151. – 0, 9 п.л.
- Торопова, А.В. Музыкальное сознание как знаково-символическая функция психики /А.В. Торопова//Развитие личности. – 2009. – № 1. – С. 23 – 29. – 0,5 п.л.
- Торопова, А.В. Феномен интонирования как антропологический ориентир сохранения и воспроизведения облика человека определенной культуры /А.В. Торопова // Научно-методи¬ческий журнал «Вестник ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕН-НОГО УНИВЕРСИТЕТА». – 2014. – № 3. – C. 72 – 84. – 0,9 п.л.
И др.
Редакционная коллегия:
- Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование. Материалы Международной конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. / под общ. ред. В.П. Петрушина
Повышение квалификации
- 2014 - Программа "Мастер" по Краткосрочной стратегической психотерапии Дж. Нардонэ (Институт Стратегической психотерапии, Ареццо, Италия) – 1 год обучения, обучение 2-го года Программы "Мастер" продолжается.
- 2013 - Повышение квалификации на кафедре философии МПГУ по программе "Философия науки".
- 2012, 2010 – Курс системной семейной психотерапии и консультирования Института Гештальта и Психодрамы (Москва).
- 2011 – «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Российской медицинской академии последипломного образования (Москва).
- 2010 – Биоридер – современный психодиагностический инструментарий (Москва).
Государственные и ведомственные награды
- 2011 г. – Премия Правительства РФ в области образования
- 2014 г. – Медаль "За вклад в Психологическую науку им. Г.И. Челпанова" II степени.
Исследовательские проекты и гранты
С 2002 г. является ведущим научным сотрудником ФГНУ «Психологический институт» РАО, в настоящее время -лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, где ведет научные исследования в области поиска психофизиологических индикаторов восприятия музыки и типологии индивидуальных различий в проявлении специальных способностей.
С 2012 г. руководит научно-образовательным центром «Психология искусства в образовательной среде» при МПГУ, где исследует проблемы восприятия музыки представителями различных этнокультур, взаимосвязь музыкальности и эмоционального интеллекта, психологические аспекты обучения музыке и профилактики профессиональных заболеваний
Торопова Алла Владимировна человек, который много что умеет делать в жизни, у неё многому можно научиться. Я тоже хочу заняться написанием монолога о природе и на другие темы, может и на тему психологии напишу. Также я читал публикации Аллы Владимировны, которая очень умно пишет.