Арт – терапия: теория и практика реабилитации
Арт – терапия – это одно из направлений психотерапии заключающееся в лечении искусством. Психологи и психоаналитики предлагают рисовать тематические картины или создавать рисунки по своему желанию и усмотрению. Так в психологии определяется степень заболевания, и в то же время это дает больному сконцентрироваться на процессе, что является естественной формой коррекции эмоционального состояния.
Также, возможно использование других видов творчества: скульптура, шитье, вокал, поэзия.
В 1938 году, Адриан Хилл, описывая свою работу в санаториях, ввел термин «арт – терапия», а в конце 20 века, этот вид терапии стал использоваться в медицинских , корректирующих и реабилитационных учреждениях.
Благодаря своей эффективности, доступности в применении и простоте внедрения процедуры, арт-терапия заняла значительное место в лечении неврологических и психических заболеваний по всему миру.
Роль арт терапии в восстановлении пациента
Множество неврологических и психологических заболеваний – как у взрослых, так и у детей, часто имеют одну черту – больной, по причине сложности вербального общения предпочитает уходить в себя. Социализация и реабилитация таких пациентов заключаются, прежде всего, в процедурах, направленных на активное его участие в деятельности.
Пациенты с поражениями центральной нервной системы, имеющие такие диагнозы, такие как: инсульт, последствия черепно-мозговой травмы, и т. д., испытывают похожие дестабилизирующие ощущения. Общая подавленность, сонливость, чувство страха, тревожность.
Процедуры и упражнения арт – терапии в таких случаях несут стабилизирующий характер, и пациент, в значительно короткие сроки становится более стабильным.
Значительно корректируются психосоматические нарушения, стабилизируется состояние покоя, значительно повышается интеграция личности в общественную жизнь.
Благодаря процедурам терапии искусством, улучшаются и физические показатели больного. Мелкая моторика и речь становятся более обдуманными, пациент заметно меньше раздражается в случае, если у него не достаточно точно получается задуманное.
Пациенты, проходящие реабилитацию после инсультов, очень тяжело переживают моменты, когда простые движения, которые они повторяли в течении жизни, такие, как: взять ложку, застегнуть пуговицу или завязать шнурки – оказываются сложнейшими процедурами.
Заинтересовавшись арт – терапией, они не воспринимают ее как лечение, а считают ее своим времяпровождением, и при правильной подаче психолога и близких – как значительной помощи быстрее идут на поправку.
Долгое время арт – терапия применялась в психологии как способ постановки диагноза, и не учитывался тот благотворный эффект, который несет сам процесс. В психиатрии и психологии данный вид лечения занимает сейчас значительную часть от общего времени лечения.
Многие больные воспринимают это как игру и возможность погрузиться в сосредоточенность. Положительная динамика наблюдается при групповых процедурах, где психолог предлагает сравнивать произведения друг друга и обсуждать процесс.
Искусство арт-терапия, как метод реабилитации
Большинство людей, перенесших неврологические заболевания, сталкиваются с одинаковыми проблемами:
1 Физическое состояние, не позволяющее вести полноценный образ жизни. После того, как лечение медицинскими препаратами заканчивается, и пациент готов вернуться к прежней, привычной жизнедеятельности, он и его родственники обнаруживают, что не все психические функции он может выполнять как прежде. В этом случае очень большую роль играет арт терапевтический подход к восстановлению тех самых утраченных психических функций.
2 Эмоциональное состояние, близкое к упадническому. Пережив тяжелое заболевание, долгое время находясь вдали от своих привычных дел, от друзей, и вообще – круга занятий, больной еще больше «закрывается» от общения. Сложности с полноценной социализацией вызывают и изменения в нервной системе.
В этих случаях, арт – терапия решает сразу несколько задач, которые являются основополагающими для того, чтобы пациент полностью или в необходимой мере восстановил свои функции. Сеансы реабилитации дают возможность вернуть координационные навыки, улучшают мелкую моторику и стабилизируют эмоциональное состояние.
Методы арт терапии несут в себе такие функции, как:
Коммуникативно – рефлексивная. В результате занятий происходит коррекция личностной оценки, формируются навыки общения и терпение к своему состоянию. Появляется желание добиться больших результатов и гордость за свое упорство – это формирует общий положительный фон для выздоровления.
Катарсистическая – опустошающая. В этот сложный период очень важно освободиться от негативных мыслей, и это удается, благодаря ощущению внутренней гармонии.
Регулятивная – снятие напряжения. Положительное психоэмоциональное состояние моделируется благодаря улучшению общего окружения и сосредоточенности на процессе.
Пациент, проходящий реабилитацию, в которую включена системная арт – терапия, в течении достаточно короткого времени приходит в гармонию со своим внутренним состоянием. Благодаря переживаемым положительным эмоциям он формирует новое отношение к ситуации и находит возможности выхода из нее.
Чаще всего, после перенесенных неврологических заболеваний, человек склонен к негативному восприятию окружающего, а связь с творчеством, искусством и духовными ценностями высвобождает агрессию и негатив в виде произведений искусства.
Внутренний конфликт прорабатывается посредством вынесения его в виде рисунков, скульптур, некоторые открывают в себе тягу к живописи или музыке, которые остаются любимым занятием на будущую жизнь.
Методы и виды арт – терапии
Существует множество видов искусства, на которые возможно опираться для качественной реабилитации больных. Прежде всего – пациент и врач выбирают наиболее интересную сферу для обсуждения и занятий. Если человеку не интересен тот или иной вид искусства, его сложно заставить им заниматься. Пациент сам должен сделать выбор из предложенных психотерапевтом вариантов:
Живопись красками, песком. Обсуждение полотен художников или самостоятельные занятия. Пациент, склонный к живописи и обсуждать эту тематику, делиться своими наблюдениями и интересующийся комментариями к своим работам – отличный результат терапии.
Скульптура и дизайн. Лепка из всевозможных материалов: глина, пластилин, специальное тесто – дает возможность развить мелкую моторику рук, умение концентрироваться на процессе и приводит к общему расслаблению.
Музыка и вокал. Прослушивание классической музыки, пение и игра на музыкальных инструментах в значительной мере действуют расслабляющее и работают с дефектами речи. После подобных сеансов пациент чувствует радость от возможности проявить себя.
Литература и поэзия. Чтение всегда действует отвлекающее и заставляет окунуться в мир фантазии и другого времени и места. Сочинение небольших миниатюр, стихов, юморесок – все это позволит психологу понять глубину переживаний и проблем пациента, а в дальнейшем корректировать этими же методами внутреннее состояние.
Существует методика групповых и индивидуальных занятий. Оптимальный вариант – групповые занятия, которые решают основную проблему – ограничение общения с социумом.
В ходе групповых занятий арт – терапевт дает задание на общую тему или предлагает к обсуждению одно из произведений пациента. Тем самым, формируется умение оценивать, уйти от стеснения и зажатости.
Индивидуальные программы реабилитации направлены чаще всего на вывод из состояния глубокого погружения в себя. Терапевт находит тему интересную для обсуждения, много рассказывает и вызывает пациента на диалог. Правильно проведенные индивидуальные занятия в дальнейшем переходят к групповым.
Практический опыт в психологических центрах:
Построение программы реабилитации с применением арт – терапии заключается в прохождении нескольких уровней. В зависимости от динамики улучшения происходит усложнение задач – эта дополнительная нагрузка заставляет пациента расширять свои возможности, раскрываться и развиваться.
Опытные специалисты в большинстве случаев применяют структуру занятия из трех частей:
Вводная. В этой части инструктор анализирует состояние пациентов, их настроение, шутит и этим агитирует на активное участие.
Основная рабочая часть. Здесь участники выбирают занятие, решают — будет ли оно индивидуальным или групповым. Обсуждают результаты, делятся впечатлением и ощущениями.
Заключительная часть. В этой части участники подводят итоги, оценивают себя, сравнивают свои прежние работы с текущей. Специалист анализирует текущее состояние пациентов, наблюдает изменения и принимает решения о следующих работах.
Данный вид терапии возможен для применения и в домашних условиях, но пациент не получит всего объема возможностей, нужной поддержки и правильных – корректирующих его состояние заданий. Специалист должен иметь значительную подготовку и опыт работы в данной, очень узкой сфере.
Арт – терапия, как возможность выражения своих чувств, эмоций и возможность социализации после перенесенных заболеваний используется с высокими показателями валидности.
Применение этого щадящего метода позволяет минимизировать, а в некоторых случаях – купировать результаты перенесенных заболеваний.
Практика многих клиник, исследования и примеры действия арт – терапии, позволяют говорить о ней, как об одном из основных методов, наряду с физиотерапией, которые возвращают пациента к активной жизни.
Текст взят из интернета
Комментарии к статье: «Арт – терапия: теория и практика реабилитации»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!