В России начали бороться с аграмматической дисграфией
Аграмматическая дисграфия, также известная как грамматическая недоразвитость, представляет собой распространенные ошибки в письме, вызванные недостаточным развитием грамматической структуры языка. Она проявляется в неправильном образовании слов, неправильном склонении по родам, падежам и числам, нарушении согласования и управления слов в предложении, а также в нечетком выражении мыслей и недостаточной связности в изложении.
Для выявления аграмматической дисграфии проводятся исследования устной речи и анализ письменных работ. Это позволяет обнаружить повторяющиеся ошибки и определить уровень недоразвития грамматических навыков у человека. Коррекционная работа направлена на исправление аграмматической дисграфии и включает в себя несколько аспектов. Во-первых, необходимо расширение лексического запаса, чтобы человек мог выбирать правильные слова и использовать их в контексте. Во-вторых, важно формирование грамматических категорий, чтобы человек мог правильно склонять и изменять слова. И, наконец, развитие связного высказывания поможет улучшить структуру и связность текста.
Работа над аграмматической дисграфией требует терпения и постоянной практики. С помощью специалистов и подходящих методик можно достичь значительного прогресса и улучшить навыки письма у людей с этим расстройством.
Общие сведения
Аграмматическая дисграфия - это проблема, которая встречается у детей с общим недоразвитием речи и интеллектуальной недостаточностью. Исследования в области логопедии показывают, что около половины старших дошкольников имеют предпосылки к развитию дисграфии. Однако, в чистом виде аграмматическая дисграфия редко диагностируется в школьные годы. Согласно данным, только 5,6% второклассников страдают от этой формы нарушения письма. Однако, особенно ярко она начинает проявляться с 3-го класса, когда дети переходят от фонетического к морфемному принципу письма.
Новые исследования также показывают, что аграмматическая дисграфия может быть связана с другими факторами, такими как недостаточная моторика руки и слабая визуальная память. Дети с этим расстройством могут испытывать трудности в формировании правильной структуры предложений и использовании правильных грамматических форм.
Для помощи детям с аграмматической дисграфией важно предоставить индивидуальную поддержку и специализированное обучение. Логопеды и специалисты в области образования могут разработать программы, которые помогут развить навыки письма и грамматики у детей с этим расстройством. Раннее выявление и интервенция также играют важную роль в преодолении аграмматической дисграфии и обеспечении успеха в учебе для этих детей.
Причины
В основе расстройства лежит перинатальное, раннее постнатальное повреждение или функциональная незрелость областей головного мозга, отвечающих за устную речь и реализацию письма. Это обусловливает обедненный лексический запас, несформированность грамматической системы родного языка. Аграмматическая дисграфия наблюдается у детей с алалией, дизартрией, ЗПР, умственной отсталостью. Отдельная группа – дети-билингвы.
Дети, угрожаемые по развитию аграмматической дисграфии, в дошкольном периоде часто состоят на учете у детского невролога по поводу резидуально-органического поражения головного мозга перинатального генеза. Нередко у них диагностируется синдром гиперактивности и дефицита внимания, недостаточное развитие мелкой моторики, школьная незрелость.
Факторы риска
Предпосылки для нарушения письма возникают и могут быть замечены у ребенка задолго до начала школьного обучения. Факторами риска появления аграмматической дисграфии выступают:
- минимальная мозговая дисфункция;
- органические повреждения головного мозга;
- многоязычие в семье;
- педагогическая запущенность;
- нарушения памяти, внимания, познавательной деятельности;
- скрытое левшество.
Патогенез
Современные представления о механизме аграмматической дисграфии связывают ее с недоразвитием лексической, морфологической и синтаксической системы языка. Грамматические ошибки – аграмматизмы – возникают на уровне слова, предложения, связного текста. У ребенка отсутствуют навыки словообразования и словоизменения, не сформированы представления о синтаксических связях между структурными компонентами предложения, нарушены операции текстообразования.
Психолингвистическая теория патогенеза рассматривает аграмматическую дисграфию как следствие нарушения внутреннего программирования и грамматического оформления речевого высказывания. Нейропсихологический подход объясняет расстройство письма с позиции нарушения мозговой организации речевой деятельности: контроля и регуляции письма (лобные доли), различения грамматических форм на слух (височные доли), составления и понимания логико-грамматических конструкций (теменно-затылочные доли).
Классификация
Грамматические ошибки могут допускаться в словах, предложениях и повествовании в целом. В зависимости от этого аграмматизмы делятся на три группы:
- морфологические(экспрессивные) – заключаются в неправильном падежном склонении слов, использовании предлогов;
- синтаксические – выражаются в пропуске главных и второстепенных членов предложения, неправильном порядке слов внутри предложения, трудностях составления сложных предложений;
- аграмматизмы в связной речи– проявляются нечеткой передачей замысла, нарушением последовательности предложений в тексте, нелогичностью повествования.
Симптомы аграмматической дисграфии
Предвестниками данного вида дисграфии служат множественные аграмматизмы в устной речи. Ребенок неправильно употребляет числа, падежи, предлоги, затрудняется в связном рассказе или пересказе. Аналогичные недостатки отмечаются и на письме.
На словарном уровне аграмматическая дисграфия выражается в неправильном написании окончаний при словоизменении по родам и числам, склонении по падежам. Выявляются ошибки предложного управления («девочка идут»), согласования существительного и прилагательного («вкусные обед»). Неправильно употребляются предлоги («писать на тетради»), заменяются приставки (собрать – «забрать»), суффиксы (котята – «котёнки»).
На уровне предложения возникают трудности построения сложноподчиненных конструкций. Главное предложение меняется местами с придаточным, иногда опускается совсем или сокращается. В связном тексте нарушаются логические и семантические последовательности изложения. Аграмматическая дисграфия в большей степени проявляется при самостоятельном письме, чем при написании слухового диктанта или списывании.
Осложнения
Школьники с аграмматической дисграфией имеют плохие отметки по родному языку. Снижение успеваемости становится особенно заметным к концу 3-го – началу 4-го класса обучения. До этого ученик может быть хорошистом, но потом ситуация резко меняется. Родители и учителя нередко обвиняют школьника в лени, недостаточном прилежании. Этот факт еще больше снижает мотивацию к обучению, провоцирует конфликтное поведение. Без логопедической коррекции элементы аграмматической дисграфии могут сохраняться вплоть до старшей школы.
Диагностика
Задача по выявлению аграмматической дисграфии возложена на логопеда школьного логопункта. Для этого проводится обследование учащихся в начале и конце учебного года. Работа с детьми, угрожаемыми по развитию дисграфии, должна быть начата незамедлительно. Этапы диагностики:
- Анализ устной речи. Оценивается уровень речевого развития: объем словарного запаса, сформированность грамматической стороны речи, функции словоизменения и словообразования. На высокий риск возникновения аграмматической дисграфии указывает диагноз ОНР в дошкольном возрасте.
- Анализ письменных работ. Логопед изучает тетради ребенка по русскому языку, выявляет специфические аграмматизмы. Дополнительно исследуется навык списывания с печатного и рукописного текста, написания слухового диктанта, самостоятельного письма.
- Консультация психолога. С целью оценки умственного развития производится оценка невербального интеллекта с помощью тестовых методик (матрицы Равена, тест Векслераи др.). Это необходимо для разграничения аграмматической дисграфии у детей с нормальным психическим развитием и нарушений письма у детей с ЗПР.
Целью проводимого обследования является дифференциация форм дисграфии (аграмматическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, смешанная), исключение дизорфографии. Для последней характерны многообразные орфографические ошибки. Достоверно диагностировать аграмматическую дисграфию можно в конце третьего-начале четвертого года обучения.
Коррекция аграмматической дисграфии
Основные задачи коррекционно-логопедической помощи заключаются в устранении всех видов аграмматизмов, как в устной, так и в письменной форме речи. Обучение организуется с постепенным усложнением материала. На занятиях по устранению дисграфии коррекция осуществляется параллельно по нескольким направлениям:
- Работа над предложением. Проводится изучение структуры предложения, усвоение его основных элементов. Сначала отрабатывают простые двусоставные и распространенные предложения, затем более сложные – сложносочиненные, сложноподчиненные. Эффективным приемом является использование опорных графических схем для разбора и составления предложений.
- Работа над словоизменением и словообразованием. Уделяют внимание способам изменения существительных (по числам, падежам), прилагательных (по родам, падежам, числам), глаголов (по лицам, родам, числам). Изучают правила управления и согласования слов. Уточняют значения предлогов, функции приставок и суффиксов. Формируют умения морфологического анализа слова.
- Работа над текстом. Ребенка учат выделять основную мысль и тему рассказа. Обращают внимание на последовательность предложений и логичность изложения. Самостоятельная работа предполагает составление плана рассказа и связного текста на определенную тему. Усвоенные грамматические навыки закрепляются в различных видах письменной речи.
Прогноз и профилактика
Аграмматическая дисграфия – серьезная проблема, препятствующая качественному обучению. Неправильно ее рассматривать как невнимательность, несобранность ребенка или банальные описки. Самостоятельно аграмматизмы в письменной речи не проходят. При условии своевременной коррекции специфические ошибки письма могут быть преодолены в среднем звене школы, что позволяет ребенку успешно сдать экзаменационные испытания.
Профилактика аграмматической дисграфии заключается в преодолении лексико-грамматического недоразвития к началу школьного обучения.
Комментарии к статье: «В России начали бороться с аграмматической дисграфией»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!