Старинные танцы: названия и описание
Старинный танец — это танец, который восходит к историческому периоду, предшествующему современному. Старинные танцы могут быть народными, бальными, церемониальными или театральными. Они часто отличаются сложными движениями и шагами, а также использованием традиционных костюмов и музыки. Некоторые из наиболее известных старинных танцев включают вальс, польку, мазурку, кадриль и контрданс.
Старинные танцы играют важную роль в сохранении культурного наследия и традиций разных народов. Они отражают историю, обычаи и образ жизни людей определенной эпохи. Изучение и исполнение старинных танцев позволяет людям прикоснуться к прошлому и глубже понять культуру своих предков.
В этой статье мы попробуем описать некоторые известные старинные танцы, в которые танцевали наши предки, а возможно и ваши бабушки или дедушки.
Менуэт
Менуэт – чарующий танец с богатой историей, берущий свои истоки во Франции. Первые упоминания о менуэте относятся к XVI веку, когда он был распространен среди крестьянства. Однако его расцвет приходится на XVII век, когда король Людовик XIV ввел его в моду при дворе. Менуэт покорил сердца аристократов своими изящными и сложными движениями, которые требовали долгих часов обучения. Знание этого танца стало неотъемлемой частью светского воспитания в высших кругах.
В XVIII веке менуэт вышел за рамки придворных балов и проник в мир инструментальной музыки. Композиторы эпохи барокко, такие как Жан-Батист Люлли и Георг Фридрих Гендель, часто включали менуэты в свои произведения. А в классическую эпоху менуэт стал одной из важнейших частей сонатной формы, наряду с экспозицией, разработкой и репризой. Знаменитые композиторы, включая Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта, создали множество прекрасных менуэтов, которые до сих пор восхищают слушателей своей изысканностью и грацией.
В XIX веке, хотя менуэт постепенно уступил место другим танцам, его чарующая мелодия продолжала жить в произведениях композиторов-романтиков. Петр Ильич Чайковский, например, включил менуэт в свою знаменитую симфонию "Щелкунчик". А в XX веке французский композитор Клод Дебюсси возродил интерес к менуэту, написав несколько пьес, проникнутых чарующей атмосферой прошлых столетий.
Менуэт – это тот, танец, который покорил сердца французских аристократов и нашел свое отражение в бессмертных произведениях великих композиторов, навсегда оставил свой след в истории музыки.
Полонез
Полонез - это величественный танец-шествие польского происхождения, который исполняется в умеренном темпе. Он возник в XVI веке и изначально был народным танцем, но постепенно стал популярным и при дворах европейских монархов.
Полонез обычно исполняется в начале балов и других торжественных мероприятий, подчеркивая возвышенный характер праздника. В первой паре танцует хозяин дома или маршал бала, который указывает порядок фигур. Танцующие пары двигаются по установленным правилам - геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца - 3/4.
Попав в аристократические салоны, полонез стал более сдержанным, чопорным и блестящим. В нем появились надменность и галантность, свойственные польской шляхте. Став танцем знати, полонез в XVIII веке исполняется и в других европейских странах.
Но особенно широко он распространился после того, как вошел в моду во Франции. Поэтому танец и называется французским словом "Полонез" ("Польский").
В России полонез известен с петровских времен и пользовался большой популярностью. Его называли "ходячий разговор", так как во время несложного танца можно было вести беседу. Полонез исполнялся на балах, при дворе императора и в дворянских домах.
Полонез - это не только красивый и величественный танец, но и часть истории и культуры многих стран. Он отражает дух эпохи и традиции народов, которые его исполняют. В настоящее время полонез продолжает исполняться на торжественных мероприятиях и балах, а также изучается в танцевальных школах и академиях.
Мазурка
Мазурка – это танец, который впервые появился в Польше. Название этого танца происходит от названия жителей Мазовии – мазуры, которые и стали его создателями. Мазурка отличается трёхдольным размером, быстрым темпом и частыми резкими акцентами, которые смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурки стали частью польских крестьянских танцев, которые исполнялись на сельских балах. В XIX веке мазурка получила популярность как бальный танец и распространилась в других странах Европы.
Мазурка известна своей удалью, блеском и грацией. С начала XIX века польские композиторы начали писать мазурки для фортепиано и включать их в оперы. Один из самых известных польских композиторов, Фредерик Шопен, написал около 60 пьес с названием "мазурка". Некоторые из них изображают народную жизнь, другие - лирические или трагические поэмы, пропитанные любовью к Родине.
Также русские композиторы не остались в стороне и написали свои фортепианные мазурки. Михаил Глинка, Анатолий Лядов, Александр Скрябин, Пётр Чайковский, Сергей Прокофьев и многие другие создали свои произведения в этом стиле. Русские мазурки отличаются своей характерной мелодикой и ритмической структурой, которые передают настроение и национальную идентичность.
Мазурка – это не только танец, но и музыкальный жанр, который до сих пор пользуется популярностью. Его энергия и эмоциональность привлекают исполнителей и слушателей со всего мира. Мазурка остается важной частью музыкального наследия Польши и России, и ее мелодии продолжают звучать на концертах и в исполнении музыкантов по всему миру.
Полька
Полька – это чешский народный танец, а не польский, как ошибочно предполагают многие из-за его названия. Оно происходит от основного движения танца, которое называется "полька" (половина). Это полшага, небольшой шаг на полупальцах. В Чехии, откуда он родом, полька имеет множество вариаций. Она исполнялась на домашних торжествах, общественных балах и среди горожан разных социальных слоев. В середине XIX века популярность польки соперничала только с вальсом. Однако из-за своей простоты она не получила широкого распространения в светском обществе.
Полька – очень оживленный и веселый танец, состоящий из мелких подпрыгивающих движений. Определенных фигур у нее нет. Танцующие пары свободно двигались по кругу, как им хотелось. Для польки характерны разнообразные "окошечки" и скрещенные руки. Свободные руки располагались на талии или вдоль тела.
Во второй половине XIX века увлечение полькой пошло на убыль, но композиторы и по сей день используют этот жанр в своих произведениях. Существуют два основных вида польки – чешская и полька-мазурка. Чешская полька более живая и быстрая, исполняется в темпе 2/4 или 4/4, а полька-мазурка имеет более плавный и спокойный характер, исполняется в темпе 3/4.
Несмотря на то, что полька считается чешским танцем, она популярна во многих странах мира. Ее исполняют на свадьбах, вечеринках и других торжественных мероприятиях. Полька также используется в качестве бального танца и изучается в школах танцев.
Вальс
Вальс - народный немецкий танец, который обрел популярность в Австрии, Германии и Чехии во второй половине XVIII века. Изначально сдержанный сельский танец, он трансформировался в городское бальное развлечение, характеризующееся плавным поступательным кружением пар. На протяжении своей истории, вальс неоднократно претерпевал изменения, но неизменно оставался одним из любимых бальных танцев. Даже в современном мире, где господствуют современные танцевальные направления, ни школьные балы, ни семейные торжества, ни дипломатические приемы не обходятся без тура вальса.
В начале XIX века вальс претерпел еще одну трансформацию, перейдя из сферы бальных танцев в область концертной музыки. Такие композиторы, как Брамс, Шопен, Глинка и Чайковский, создали ряд концертных вальсов, которые стали настоящими шедеврами классической музыки.
Особо следует отметить вклад великого польского композитора Фредерика Шопена в развитие вальса. Его 14 вальсов считаются бесценными жемчужинами его творчества, отличаясь изяществом, прозрачностью фактуры и гармоническим своеобразием. Шопен внес в этот, казалось бы, салонный жанр очарование большого искусства.
В Австрии вальс обрел особую популярность, став чуть ли не национальным символом. Его расцвет неразрывно связан с именем Иоганна Штрауса-сына, который был удостоен титула "короля вальса". Его вальсы отличались темпераментностью, увлекательными мелодиями и покорили всю Европу.
Россия познакомилась с вальсом в последней четверти XVIII века, но вскоре император Павел I своим полицейским предписанием запретил "употребление пляски, вальсом именуемой". Тем не менее, несмотря на этот запрет, русские композиторы и поэты продолжали обращаться к вальсу, создавая произведения, проникнутые лиризмом и чувственностью.
Русский вальс отличался от европейского своей незатейливой мелодией, мягкой и проникновенной поэзией. Он стал своеобразным символом юности, светлых мечтаний, весны и любви. В ритме вальса зазвучали романсы-воспоминания, романсы-объяснения, романсы-размышления и, конечно же, романсы о самом вальсе.
Аллеманда
Аллеманда - старинный парный танец немецкого происхождения, который исполняется в умеренном темпе с плавными, элегантными движениями. Он возник в эпоху Возрождения и был популярен в Европе в течение нескольких столетий. Размер аллеманды обычно 4/4, а ее характер - спокойный и величавый.
Танец начинается с того, что кавалер и дама встают лицом друг к другу и делают шаг вперед, а затем в сторону. Затем они поворачиваются на месте и снова делают шаг вперед и в сторону. Этот шаг повторяется несколько раз, пока они не сделают круг вокруг друг друга. Во время танца кавалер ведет даму, а дама следует за ним, стараясь сохранить изящество и грацию.
Аллеманда часто исполняется под музыку с сильной басовой линией и акцентированным ритмом. Музыкальное сопровождение обычно состоит из нескольких частей, которые могут быть исполнены разными инструментами. Некоторые из наиболее популярных инструментов для исполнения аллеманды - скрипка, флейта, гобой и клавесин.
Аллеманда - это красивый и элегантный танец, который до сих пор исполняется на балах и исторических фестивалях. Он также часто используется в качестве учебного танца для начинающих танцоров, так как его относительно легко освоить.
Кроме того, аллеманда является одним из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко и стандартной составляющей сюиты. В целом танец напоминает перемещение фигурок в музыкальной шкатулке. Максимум изящества, легкости и воздушности. Кавалер задает направление изменения фигур. Дама следует подаче кавалера, но при этом она не может быть абсолютно пассивной - ее задача легко реагировать на изменения направления движения, сохраняя грацию фарфоровой статуэтки. Абсолютно исключаются резкость и "топорность" движений.
Куранта
Куранта (с французского "courante" - бегущая, текущая) - это старинный французский салонный танец в трехдольном размере, который обрёл популярность в странах Европы с начала XVI века. Согласно первоначальному варианту, куранту танцевали парами. В классических барочных сюитах (Suites de Danses) куранта обычно занимала второе место, следуя за аллемандой и сопровождаясь музыкальным аккомпанементом в размере 3/4.
Считается, что куранта пришла из Италии во Францию благодаря Катерине Медичи (1518-1589) и исполнялась с XVI по XVIII век при французском дворе. В собрании Philidor можно найти несколько вариантов куранты, которые исполнялись при дворе Медичи. Для мужчин высокого ранга умение хорошо танцевать куранту было обязательным, иначе их образование считалось неполным.
После 1650 года куранта стала придворным танцем, изначально будучи пантомимой, она являлась одним из самых старых фигурных танцев. Любимым танцем короля Людовика XIV (1638-1715) была именно куранта, которую он, как утверждают, танцевал лучше всех остальных. Движения в куранте были настолько важными, что изучение этого танца считалось необходимым перед освоением любых других видов танца.
Куранта исполняется в быстром темпе и характеризуется грациозными и плавными движениями. Танец состоит из серии шагов вперед, назад и в стороны, а также поворотов и прыжков. Куранта может исполняться как сольно, так и в паре.
На протяжении истории куранта претерпела множество изменений. В эпоху Возрождения она была популярна как танец для придворных балов, в то время как в более поздние времена стала использоваться в качестве музыкального сопровождения для театральных постановок и опер. Сегодня куранта сохраняется как исторический танец, который исполняется на фестивалях и других культурных мероприятиях, посвящённых эпохе барокко.
Сарабанда
Сарабанда, трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия, берет свое начало в XVI веке. Этот танец был популярен при дворах европейских монархов, а также в народе. Сарабанда исполнялась на различных мероприятиях, включая свадьбы, праздники и торжественные церемонии.
Сарабанда имеет характерный ритм с сильными акцентами на первую и третью доли такта. Танцевальные движения основаны на плавных и грациозных шагах, которые часто сопровождаются кастаньетами или другими перкуссионными инструментами. В некоторых случаях сарабанда исполнялась с использованием вееров, шляп или других аксессуаров.
Одной из наиболее известных сарабанд является произведение Иоганна Себастьяна Баха из его Сюиты для виолончели № 5. Эта сарабанда отличается своей меланхоличной и задумчивой мелодией, которая прекрасно передает характер танца. Другой известной сарабандой является произведение Генделя из его оперы «Ринальдо». Эта сарабанда имеет более быстрый и энергичный темп, что отражает праздничную атмосферу оперы.
Сарабанда оказала значительное влияние на развитие европейской музыки. Этот танец вдохновил многих композиторов на создание произведений в этом жанре, в том числе Люлли, Куперена и Рамо. Сарабанда также использовалась в качестве музыкального сопровождения для театральных постановок и балетов.
В настоящее время сарабанда редко исполняется в качестве самостоятельного танца, однако этот танец продолжает жить в произведениях классической музыки. Сарабанды Баха, Генделя и других композиторов часто исполняются на концертах и фестивалях, а также используются в качестве учебного материала для музыкантов.
В дополнение к информации, представленной выше, следует отметить, что сарабанда также имеет интересную историю происхождения. Существует несколько версий того, как возник этот танец. Согласно одной из версий, сарабанда произошла от народного испанского танца «сарабанда», который исполнялся в сельской местности. Другая версия гласит, что сарабанда была привезена в Европу из Латинской Америки мореплавателями. Независимо от своего происхождения, сарабанда быстро завоевала популярность в Европе и стала одним из самых любимых танцев при дворах королей и знати.
Жига
Жига – это старинный народный танец кельтского происхождения, который сохранился до наших дней в Ирландии. Он появился на Британских островах еще в XV веке и был широко распространен в Англии, Ирландии и Шотландии.
Название «жига» происходит от старофранцузского слова «giguer», что означает «плясать, танцевать». Танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за выпуклую форму прозвали «жига» (окорок).
Изначально жигу танцевали ирландские крестьяне, обутые в деревянные туфли. Парни и девушки использовали танец как развлечение, отбивая ритм носками и пятками ступней, в то время как верхняя часть корпуса оставалась неподвижной.
Жига также была популярна среди английских матросов. Во время плавания на корабле, когда матросы выходили на палубу размяться, они пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивая при этом ритм.
С увеличением популярности танца появился особый вид жиги, который исполнялся быстро с комическим эффектом. Матросы часто устраивали состязания на лучший «перепляс» прямо на палубе корабля.
В XVII-XVIII веках жига стала частью инструментальной сюиты, чаще всего являясь финальным танцем после четырех основных танцев так называемой французской сюиты. Часто жиги сочинялись в форме полифонии, при этом во втором разделе была тема, которая представляла собой обращение темы первого раздела.
Жига также повлияла на развитие других танцевальных жанров, таких как хорнпайп и степ.
В настоящее время жига в основном исполняется в Ирландии и Шотландии. Танец также популярен в Северной Америке и других странах, где сохранились кельтские традиции.
Жига — танец, который приносит радость и энергию всем, кто его исполняет или наблюдает за ним. Это уникальное сочетание традиций и веселья, которое делает жигу поистине народным танцем.
Гавот
Гавот - это старинный французский танец, который имеет свои корни еще в XVI веке. Изначально он был народным танцем, исполнявшимся в хороводе и имел двудольный размер. Однако в XVIII веке гавот получил вторую жизнь и стал популярным в бальных залах. Теперь он исполнялся на сцене, под музыкальное сопровождение, аранжированное опытными профессионалами.
Гавот стал одним из самых излюбленных и элегантных танцев вместе с менуэтом. Он включал в себя легкие и маленькие шаги на полупальцах, а также изысканные реверансы. Танец сочетал в себе изящные, но вычурные позы и плавные движения рук. Основным движением гавота был "венгерский шаг", который представлял собой двукратное передвижение ноги в воздушную позицию вперед или назад. Этот шаг требовал особой тренировки, так как нога должна была мягко и плавно разгибаться.
Гавот считается историческим танцем благодаря сочетанию превосходной музыки и оригинального танцевального содержания. В искусстве часто обращались к изображению гавота, стремясь передать дух галантного XVIII века. Живопись, поэзия и скульптура использовали этот танец, чтобы воплотить атмосферу того времени.
Гавот также был частью композиторской практики и мог исполняться как самостоятельная пьеса, так и входить в состав сюиты. Он стал особенно популярным благодаря влиянию Ж.Б.Люлли. Гавот можно найти в сюитах таких композиторов, как Куперен, Пахельбель и И.С.Бах. Композитор Глюк использовал этот танец в своей опере "Ифигения в Авлиде". Гавот также встречается в творчестве Рамо, Корелли, И.Х.Баха, Генделя и многих других классических композиторов.
Таким образом, гавот – это не только старинный французский танец, но и одна из важных частей музыкального наследия XVIII века. Его изящные движения и прекрасная музыка делают его незабываемым и дарят возможность окунуться в атмосферу эпохи галантности и изысканности.
Бурре
Бурре - старинный французский народный танец, который изначально исполняли дровосеки. Название танца происходит от французского слова "bourrer", что означает "набивать" или "колотить". Дровосеки, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками ("сабо").
Бурре исполняется в двухдольном и трёхдольном размере с острым, часто синкопированным ритмом. Движения танца могут быть более или менее тяжеловесными, парными или хороводными. Аккомпанементом к бурре часто служит пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками и выкрики.
Во второй половине XVI века бурре проник в Париж и, постепенно преобразившись в соответствии с запросами высшего света, стал придворным танцем. Его ввела при французском дворе Маргарита Валуа, которая, по свидетельству современников, имела красивые ноги. Бурре был одним из любимых танцев короля Людовика XIV.
С середины XVII века бурре широко используется в профессиональной музыке. Он вводится в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части, следующей за сарабандой. Бурре использовали в своих произведениях такие композиторы, как Жан-Батист Люлли, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен.
Помимо использования в классической музыке, бурре также оказал влияние на развитие народной и современной музыки. Этот танец стал источником вдохновения для многих композиторов и музыкантов, и он продолжает оставаться популярным в различных формах и вариациях.
Ригодон
Ригодон - это старинный парный танец, который был популярен среди провансальских крестьян в XVII-XVIII веках. Впоследствии он стал известен и в академической музыке. Танец ригодон выполняется в двухдольном или четырехдольном размере и состоит из трех или четырех, но чаще всего из трех, восьмитактных частей. Этот танец характеризуется веселым и радостным настроем, и его ритм очень быстрый и живой. Танец начинается с 1/4 такта и заканчивается на третьей четверти. В деревенском ригодоне обычно использовалось самое простое сопровождение, такое как скрипка или пение танцующих и зрителей. Иногда исполнители и зрители использовали деревянные башмаки в качестве ударных инструментов, чтобы поддерживать ритм. В XVIII веке ригодон был самым демократичным из всех популярных салонных танцев. Многие танцмейстеры включали его в свои бальные программы, чтобы освежить обычные церемониальные танцы.
Кроме того, ригодон имел свои особенности в разных регионах и странах. В Испании, например, танец назывался "ригодон де фанданго" и имел более пышные и энергичные движения. В Италии ригодон был известен как "регадон" и исполнялся в более медленном темпе. Во Франции танец приобрел особую популярность благодаря королю Людовику XIV, который часто исполнял его на своих придворных балах.
Ригодон также оказал значительное влияние на классическую музыку. Многие композиторы, такие как Жан-Филипп Рамо и Морис Равель, включали ригодон в свои произведения. Например, известный ригодон можно услышать в балете "Дарьяночка" Рамо. Этот танец стал популярным элементом в академической музыке и продолжает вдохновлять современных композиторов.
Сегодня ригодон продолжает жить в народной культуре и танцевальных традициях. В различных странах проводятся фестивали и соревнования по ригодону, где танцоры демонстрируют свою мастерство в исполнении этого энергичного и веселого танца. Ригодон остается важной частью культурного наследия и напоминает нам о богатстве и разнообразии танцевальной и музыкальной традиций.
Пассакалья
Пассакалья - изначально песня, а затем танец испанского происхождения, исполнявшийся под аккомпанемент гитары во время прощания гостей с праздничного мероприятия. Название "пассакалья" происходит от испанских слов "pasar" (проходить) и "calle" (улица), что отражает его происхождение.
В XVII веке пассакалья распространилась по многим европейским странам и стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки, выйдя за пределы хореографической практики. Характерными чертами пассакальи являются торжественно-траурный характер, медленный темп, трехдольный размер и минорный лад.
Пассакалья часто используется в различных музыкальных произведениях, таких как симфонии, сюиты и оперы. Одним из самых известных примеров пассакальи является "Пассакалья для оркестра" Иоганна Себастьяна Баха, которая является одной из его самых известных и исполняемых работ.
В более поздние периоды пассакалья также использовалась в джазе и других современных жанрах музыки, что свидетельствует о ее универсальности и долговечности. Она часто используется в качестве основы для импровизации и экспериментов, что делает ее привлекательной для музыкантов самых разных направлений.
Пассакалья является одним из самых узнаваемых и любимых музыкальных жанров, который на протяжении веков вдохновлял композиторов и исполнителей по всему миру. Ее торжественность, мелодичность и способность выражать широкий спектр эмоций делают ее незаменимой частью музыкальной культуры.
Павана
Павана - это торжественный танец, выполняемый в двухдольном размере и характеризующийся медленными движениями. Название этого танца связывают с латинским словом "паво", что означает "павлин". Это объясняет грациозность и величавость движений, которые напоминают движения павлина. Павану традиционно танцевали при плаще и шпаге, что добавляло еще больше элегантности и роскоши к исполнению.
Во время паваны, кавалеры держали рукоять шпаги и приподнимали ее концом плаща, создавая эффект, похожий на развевающийся павлиньи хвост. Историки описывают, что танцоры, благодаря богатству своих костюмов и важности своих движений, напоминали павлинов, которые медленно и гордо разворачивают свои хвосты, создавая впечатление великолепия и величия.
Павана имела особое значение в культуре и искусстве эпохи Ренессанса. Этот танец часто исполнялся на дворцовых балах и церемониях, подчеркивая благородство и возвышенность дворянства. Величественные движения паваны отражали социальный статус и ранг танцоров, а их костюмы были изысканными и роскошными, украшенными драгоценностями и драпировками.
Павана также имела свои вариации в разных странах. Например, в Испании она называлась "павана реаль" и исполнялась на королевских приемах, а в Италии известна как "павана антича", сохраняя свое величественное и статусное значение.
Сегодня павана продолжает жить в современной танцевальной культуре, хотя ее исполнение и форма изменились со временем. Этот танец все еще вызывает восхищение своей грацией и элегантностью, а его историческое значение помогает сохранить связь с богатым наследием эпохи Ренессанса.
Контрданс
Контрданс - это старинный народный танец, который происходит из Англии и был очень популярен в XVIII-начале XIX веков. Он обычно исполняется в размерах 2/4 и 6/8 с оживленным темпом. Музыка для контрданса, как правило, написана в мажорном ладу и имеет разнообразные вариации.
Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий, которые проводились в честь праздника весны, известные как танцы вокруг майского дерева. Изначально он был сельским танцем с веселым, жизнерадостным и непосредственным характером. Однако, когда танец проник в салоны и бальные залы, он стал более формальным и умеренным. Несмотря на это, контрданс все равно сохранял свой демократичный характер, и даже на английском дворе королевы Елизаветы гости танцевали его вместе со слугами.
Со временем контрданс получил огромную популярность не только в Англии, но и во многих европейских странах. Он появился в Нидерландах и Франции в 1685 году, а затем распространился и в России. Отметим, что в период с 1750 по 1762 год контрданс стал особенно популярным и вытеснил многие другие танцы из повседневной жизни.
Интересно отметить, что контрданс был не только развлечением для аристократии, но и социальным событием, где люди из разных слоев общества могли встретиться и весело провести время вместе. Этот танец стал символом социальной интеграции и сближения.
Также контрданс имел значительное влияние на развитие других танцевальных стилей. Некоторые элементы контрданса можно обнаружить в более современных танцах, таких как квадриль, полька и мазурка.
Контрданс - это не только танец, но и часть культурного наследия, которое проникло в различные страны и оставило свой след в истории танцев. Его популярность и значимость продолжают вдохновлять и восхищать людей по сей день.
Чакона
Чакона (испан. chacona, итал. ciaccona) - инструментальная пьеса, широко распространенная в эпоху Барокко. Она представляет собой полифонические вариации на неизменную тему, которая повторяется в басу (basso ostinato), в то время как верхние голоса варьируются различными способами.
Чакона похожа на пассакалию, танец с другим происхождением, но близкий по форме и характеру. В настоящее время оба термина часто используются как синонимы, хотя пассакалия чаще применяется к произведениям, имеющим более медленный темп и более серьезный характер.
Первоначально чакона была народным танцем, возникшим в Испании в конце XVI века. Этот танец исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах с оживленным темпом и размером 3/4. В XVII веке чакона перешла в придворный балет Франции, где приобрела более медленный темп и церемонный характер.
С XVIII века термин «чакона» стал применяться и к нетанцевальным пьесам в форме полифонических вариаций с неизменным басом, близким к пассакалии. Часто такие произведения создавались для сольных инструментов, таких как лютня, гитара или клавесин.
Чаконы обычно проникнуты возвышенным, сосредоточенным и иногда трагическим настроением. Они могут быть довольно сложными и требовать значительной технической виртуозности от исполнителя.
Известными композиторами, которые писали чаконы, являются Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Дитрих Букстехуде и Франсуа Куперен.
Чакона обладает особой выразительностью и глубиной, способными передать различные эмоциональные состояния и размышления. Этот тип музыки продолжает привлекать внимание и восхищение слушателей, оставаясь одним из самых значительных жанров эпохи Барокко.
Бранль
Бранль - это французский народный танец, который характеризуется простыми движениями и хороводным построением. Он возник в эпоху Возрождения и быстро распространился по всей Европе, став основой многих поздних европейских танцев, таких как павана, менуэт, полька и вальс.
Существуют различные виды бранля, каждый из которых имеет свои особенности. Простой бранль (бранль симпль) - это хоровод с простыми движениями, такими как шаги, повороты и хлопки. Двойной бранль (бранль дубль) - это два хоровода, движущиеся в противоположных направлениях. Смешанный бранль (бранль микст) - это сочетание простого хоровода и пары солистов, которые исполняют более сложные движения. Танцевальный бранль (бранль данс) - это танец для двух или более пар, который исполняется в более быстром темпе и включает в себя более сложные шаги и фигуры.
Бранль способствовал распространению таких популярных танцевальных шагов, как шассе, кабриоль, батман и антраша. Эти шаги стали основой классического балета и других танцевальных стилей.
Бранль исполняется под музыку в умеренном темпе, обычно в размере 2/4 или 4/4. Мелодия бранля часто имеет простой и запоминающийся мотив, который легко запоминается и напевается танцорами.
Бранль - это веселый и зажигательный танец, который исполняется на праздниках, фестивалях и других мероприятиях. Он подходит для людей всех возрастов и уровней танцевальной подготовки.
Комментарии к статье: «Старинные танцы: названия и описание»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!