Детские игры для развития моторных навыков
Так постигается пространство
Вверх и вниз
Движения вверх и вниз (то есть перемещение в пространстве в вертикальной плоскости) помогают ребенку получить представление о том, что такое направление, сила тяжести, равновесие.
1. Покачайте ребенка, обхватив его руками. Поднимите его до уровня ваших плеч, а потом опустите на пол, приговаривая: "Сейчас ты летишь вверх, а теперь - вниз". В следующий раз спросите его: "Хочешь полететь вверх?" Дайте ребенку время ответить. Побуждайте его употреблять слова "вверх" и "вниз".
2. Пусть малыш попробует сам двигаться вверх и вниз по ступеням. Поставьте, скажем, на третью ступень одну из любимых игрушек ребенка - ему захочется достать ее. Не исключено, что понадобится ваша помощь; но прежде чем предлагать ее, подождите немного - пусть он сам сделает несколько попыток достать игрушку; при этом он самостоятельно откроет для себя новые положения тела и сообразит, в какой последовательности его движения могут привести к цели.
3. Покатаемся на лошадке? Посадите малыша на свой голеностоп или на колено. Покачивайте его, приговаривая: "По кочкам, по кочкам..." Подчеркивайте слова "вверх" и "вниз", сопровождающие соответствующие движения.
4. Когда вы готовите ребенку еду, поднимите его на руки. Дайте ему что-нибудь особенно вкусное - как бы в награду за то, что он сам попросится наверх.
5. Дайте малышу взобраться к вам на колени, держа его за руки и позволяя ему ступать по вашей ноге. Схватите ребенка в объятия, когда он успешно завершит свое восхождение.
Тяни! Толкай!
Малыш полюбит толкать перед собой игрушки на палочке и тянуть за собой игрушки на веревочке, прохаживаясь взад-вперед.
1. Дайте ребенку игрушку на веревочке. Покажите ему, как привести ее в движение, если за эту веревочку потянуть. Помогите ему сделать несколько шагов назад, натягивая веревочку.
2. А теперь покажите ему игрушку, которую с помощью палочки можно толкать (возможно, при этом она издает звуки). Пусть он попробует двигаться по-разному. Помогите ему пройти с игрушкой вперед, а потом задом наперед. Конечно, нужно достаточно места, чтобы водитель мог двигаться, не натыкаясь на предметы.
3. Хорошо, если у малыша не одна такая игрушка, а несколько. Они помогут учиться ходить, удерживать равновесие при ходьбе вперед, задом наперед, даже боком. Привязывайте веревочки к игрушкам, которые ребенку нравится толкать по полу.
4. Используйте подобные игрушки на улице на разных поверхностях: на лужайке, на тротуаре или на песчаной дорожке.
5. Если у вас дома есть кошка, привяжите к веревочке бумажный бантик. Малыш тянет за веревочку, и кошка вступает в игру! Если нет кошки, возьмите игрушечную лодочку на веревочке и гуляйте вокруг мелкого пруда, водя ее за собой туда-сюда.
Развививаем речь
Игра удобна тем, что в ней можно много раз повторять то, чему хочешь научить ребенка. Повторения действий характерны для игр с детьми первого года жизни.
Слова "еще" и "больше нет"
1. Когда вы кормите малыша, положите на тарелку еды заметно меньше, чем обычно. Он все съест, и вы спросите, хочет ли он еще. Давая ему добавку, обязательно скажите, что вы даете ему еще: "Вот еще банан". Когда ребенок съест все, скажите, что еды больше нет.
2. После того как малыш выпьет все из чашки, которую вы ему дали, скажите: "Все, больше нет". Побуждайте его произнести эти слова, задавая, скажем, вопрос: "Где твое молоко?"
3. Поиграйте с малышом в перетягивание одеяла или полотенца. Всякий раз, когда он скажет "еще", дайте ему захватить еще немного одеяла.
4. Вам помогут забавные игрушки. Вот, например, чертик, выскакивающий из коробочки. Говоря "еще", заставляйте чертика выскочить, а когда будете снова упрятывать его в коробочку, разведите руками: "Все, больше нет". Предвкушение и изумление увеличат заинтересованность ребенка в этих занятиях.
5. Учите ребенка наряду со словами "больше нет" и "еще" употреблять жесты. Раскрытая протянутая ладонь - "еще", разведенные в стороны руки - "больше нет". Эти жесты помогут ребенку постигнуть понятия и запомнить слова, связанные с движениями.
6. Когда ребенок начнет активно использовать эти слова, побуждайте его добавлять к ним другие, относящиеся к делу, например: "Еще молока" или "Печенья больше нет". Хвалите ребенка за то, что он употребляет эти слова, и пытайтесь сделать его фразу более распространенной: "Да, ты хочешь еще молока, пожалуйста".
Употреблять слова по смыслу
1. Говорите с ребенком, используя простые фразы и подчеркивая знакомые слова. Связывайте слова с действиями и с выражением лица ("Привет", "Пока", "Нет-нет"). Повторяйте имена членов семьи, названия знакомых предметов, с которыми ребенок постоянно имеет дело. Хвалите малыша за любую попытку что-то сказать, даже если вы не можете понять, что именно он сказал. Повторяйте специально для ребенка нужные слова, делайте свои высказывания все более распространенными, рассказывая ему о том, что вот сейчас происходит.
2. Список первых слов ребенка, с которыми он связывает определенный смысл, будет содержать слова, характерные для большинства детей, а также те, которые будут уникальными и свойственными только вашему ребенку. Первые слова требуют от малыша контроля над языком и губами, умения произносить определенные звуки и связывать со словами определенный смысл. Произношение ребенка может отличаться от вашего, но в конце концов ребенок приноровится к речи, которую он слышит вокруг себя. Сохраните список первых слов своего ребенка. Скорее всего, он будет включать слова: мама, папа, баба, печенье, одеяло, молоко, мяч, книжка, сок, еще, нет, вверх, свет, ночь, пока. Вспомните предметы, которые ребенок любит, и помогите ему включить слова, обозначающие их, в его активный словарь.
3. Выберите легко обыгрываемые слова, обозначающие противоположности, и попробуйте научить им ребенка. Начните со слов "вверх" и "вниз". Наблюдая за направлением взгляда и действиями ребенка, удостоверьтесь, что он понимает эти слова. А затем начните игру, поднимая ребенка вверх и опуская вниз. Если ему это понравится, спросите: "Хочешь вверх?" Скорее всего, он сначала сможет сказать не "вверх", а "в". Пытайтесь добиться от него (не вдруг), чтобы появились и звуки "рх". "Вниз" будет более трудным словом, поэтому не ожидайте от малыша сразу четкой артикуляции. Повторяйте слова "вверх" и "вниз" во время купания, когда вы укладываете малыша спать, в другие подходящие моменты.
4. Выберите для ребенка книжку с четкими и доступными для восприятия картинками. У нее должны быть тяжелые картонные страницы, которые легко переворачивать. Когда вы читаете ребенку книжку, спросите: "А где мяч? Покажи мяч". После этого спросите: "Что это?", побуждая ребенка ответить: "Мяч"; если нужно, подсказывая ему. Пусть после этого малыш возьмет свой настоящий мяч - так картинка свяжется с реальным предметом.
5. Ребенок овладевает правилами грамматики, слушая, как окружающие его люди строят предложения, комбинируя слова. Попробуйте составить отдельные слова вашего ребенка во фразы.
Чьи это вещи?
1. Научите ребенка выбирать нужный предмет из двух. Возьмите такие предметы: ботиночек ребенка, его губку, его одеяло и его чашку. Положите перед ребенком все эти предметы, а также какой-нибудь предмет из "чужих". Спросите: "Где твой ботиночек?" Если ребенок на него посмотрит, скажите: "Да, это твой ботиночек". Вложите ботиночек в руки ребенка. Продолжайте такие "уроки", чтобы научить малыша правильно брать предмет без вашей подсказки. Со временем кладите перед ребенком все большее количество предметов.
2. Когда вы раскладываете белье после стирки, покажите ребенку отдельные его стопки - вот полотенца, вот простынки... Превратите все это в игру. Берите в руки по одной вещи, и пусть малыш угадывает, в какую стопку пойдет эта вещь. Ошибитесь нарочно несколько раз, чтобы ребенок получил удовольствие от того, что поправил вас.
3. Несмотря на то, что малыш еще не готов использовать в речи личные местоимения, ему надо почаще слышать, как их употребляете вы. Пусть взрослые сядут в кружок и возьмут несколько своих вещей. Непременно добавьте к ним несколько предметов, принадлежащих ребенку, например, ботиночки, рукавички. Сложите предметы посреди круга. Возьмите одну из своих вещей и скажите: "Моя туфля". Пусть остальные сделают то же со своими вещами. Подождите немного и посмотрите, возьмет ли ребенок какую-нибудь свою вещь. Если нет, подскажите ему, что сделать, - теми жестами и словами, которым вы хотите научить его.
4. Пошлите малыша в другую комнату, чтобы он принес свои вещи, а еще и ваши. Скажите: "Пойди принеси свой свитер, чтобы мы могли выйти на улицу. Пожалуйста, найди мамины тапочки". Необходимо держать эти вещи в одном и том же месте. Посылайте ребенка за вещами только туда, откуда он может их достать без риска упасть или что-нибудь уронить.
5. В этом возрасте ребенок уже может выполнить две связанные между собой команды. Скажите: "Пожалуйста, принеси мне твою пижаму и твое одеяло", "Скажи "Спокойной ночи" папе, а потом скажи "Спокойной ночи" сестре", "Выпей свое молоко, а потом съешь свой сухарик".
Понимание команд
1. Давайте ребенку простые задания, которые он должен выполнять в самых разнообразных ситуациях. Начните с простых просьб: "Подойди сюда. Дай мне игрушку. Сядь". Если ребенок не понимает, покажите ему, что следует делать и похвалите за выполнение просьбы.
2. А теперь более сложные требования: "Брось мяч", "Надень на голову шапку", "Обними брата". Всегда хвалите ребенка, когда он все сделает правильно.
3. Как только он освоит какое-либо слово, вводите, если возможно, синоним, чтобы расширить его словарь. Используйте "опустись" помимо "сядь", "кинь" помимо "брось".
4. Обращайтесь к ребенку с просьбами; вы будете удивлены, с какой готовностью он откликнется на просьбу вам помочь. Подумайте, о чем можно попросить его, чтобы он вам помог в той или иной ситуации. Если вы печете пирог, пусть он достанет форму или яблоки из шкафа. Покажите: вам приятна его помощь.
5. Игра поможет избежать конфликтной ситуации: если малыш не хочет выполнить вашу просьбу, пусть его попросит это сделать кукла. А потом пусть она по его подсказке попросит и вас что-нибудь сделать.
Текст для публикации взят из интернета.
Комментарии к статье: «Детские игры для развития моторных навыков»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!