Всё, что нужно знать о горных лыжах, прежде чем идти в магазин или пункт проката
Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.
Как выбрать горные лыжи по назначению
Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)
Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой — не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).
В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.
Лыжи для профессиональных гонок (Racing)
Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.
Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)
Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.
Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)
Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.
Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)
Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.
Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.
Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.
Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих горнолыжников.
Параметры горных лыж
Длина
Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии — самого узкого места лыжи.
- Карвинг, фристайл. Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
- Фрирайд. Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
- Универсальные. Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.
Жёсткость
Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.
Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.
Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например, универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.
Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.
Радиус бокового выреза
Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.
Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус — 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.
Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.
Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.
За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза — около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.
Конструкции горных лыж
Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.
Sandwich (сэндвич)
Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.
С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху — декоративной планкой, а снизу — скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.
Cap (кэп)
В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.
Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.
Monocoque (монокок)
Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.
Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.
Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы — по другой.
Материалы горных лыж
Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.
Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.
В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.
Следующий слой — оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например, алюминия и титана.
В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности лыжи.
Как выбрать крепления к горным лыжам
Выбор креплений зависит от нескольких параметров.
- Стандарт крепления.Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:
- Крепления Alpine. Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
- Рамные крепления. В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
- WTR (Walk to Ride). Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
- MNC (Multi Norm Compatible). Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.
- Эластичность крепления. Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.
Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.
Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.
- Ширина ски-стопа. Ски-стоп (ski-stop) — это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.
Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.
Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.
- Особенности закрепления на лыже. Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.
- С помощью шурупов. Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
- На платформе с отверстиями. На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
- На платформе без отверстий. Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
- На платформе с направляющими. Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.
Как выбрать палки
- Материал. Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 — это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.
Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.
- Форма. Палки для обычного катания — прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, — изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.
- Размер и форма колец. Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.
Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.
- Длина палки. Это самый важный показатель.
Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.
Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.
Параметры горнолыжных ботинок
Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.
Жёсткость
Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.
Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.
Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.
Тип подошвы
Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.
Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.
WTR (Walk to Ride) — это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.
Ширина колодки
Ширина колодки — расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.
Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.
Термоформовка
Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.
В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.
Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.
Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.
Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.
Утепление
Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.
В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом носки тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.
Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению
1. Карвинговые ботинки
Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.
Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей — от 100 до 130.
Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.
Голенище ботинок, как правило, имеет наклон в 13 градусов. Есть четыре клипсы и стреп-ремень, который обеспечивает дополнительную фиксацию.
Обратите внимание, есть ли с внутренней или внешней стороны ботинка узел регулировки кантинга.
Этот узел позволяет подогнать ботинок под анатомические особенности ног. Например, если у вас X-образные или O-образные ноги, регулировка кантинга позволит изменить наклон голенища так, чтобы нога стояла на лыже прямо.
В одних моделях узел расположен только с одной стороны, в других есть и внутри, и снаружи. Два узла позволяют отрегулировать наклон голенища более точно.
2. Спортивные ботинки
Это вариант для более продвинутых лыжников, которые планируют совершенствовать свою технику катания. Спортивные ботинки обладают максимальной жёсткостью и абсолютно гладкой подошвой: ходить в них неудобно, так что для расслабленного отдыха они не подойдут. Это ботинки для тех, у кого в приоритете именно катание, тренировки или соревнования.
3. Универсальные ботинки
Такие ботинки подойдут и для катания по подготовленной трассе, и для небольшого фрирайда (например, когда пошёл сильный снег и его не успели почистить или если трасса плохо подготовлена).
В универсальных ботинках можно изменить угол наклона голенища, чтобы подстроить их под новые условия катания. Например, на жёстком склоне можно сместить голенище вперёд, чтобы перенести нагрузку на носки, а на целине, наоборот, наклонить голенище назад.
Также универсальные ботинки отличаются резиновыми накладками на подошву, с которыми удобно ходить по твёрдой поверхности.
И последняя особенность универсальных ботинок: они более тёплые, чем спортивные и карвинговые.
4. Ботинки для фрирайда
Эти ботинки предназначены для катания исключительно вне трасс. Они оборудованы тремя клипсами, причём последняя перевёрнута: такая конструкция препятствует расстёгиванию клипсы во время катания по глубокому снегу. Также у фрирайдных ботинок более широкий стреп-ремень.
Фрирайдные ботинки переключаются в режимы ходьбы и катания. Если вам предстоит идти в гору, вы можете ослабить жёсткость голенища, а когда возникнет необходимость, снова перевести ботинки в режим спуска, обеспечив необходимую жёсткость для контроля над лыжами.
Также фрирайдные ботинки обладают очень небольшим весом, хорошо утеплены и не пропускают влагу.
5. Ботинки для фристайла
Ботинки для фристайла имеют короткое голенище, три клипсы-застёжки и толстую амортизирующую подошву, которая защищает ногу от повреждений при прыжках.
Текст для публикации взят из Интернета.
Комментарии к статье: «Всё, что нужно знать о горных лыжах, прежде чем идти в магазин или пункт проката»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!