Жан Вильям Фриц Пиаже. Биографический очерк
Жан Вильям Фриц Пиаже (9 августа 1896, Невшатель, Швейцария — 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания — генетическую эпистемологию.
Биографический очерк
Жан Пиаже родился в городе Невшателе, столице одноимённого франкоговорящего швейцарского кантона. В маленьком Невшателе есть собственный университет, где и преподавал отец Жана. У мальчика также очень рано пробудился интерес к науке: как только он научился читать, то сразу принялся осваивать учебник биологии. С одиннадцати лет он уже писал научные статьи о моллюсках, а к двадцати годам стал уже настоящим специалистом в этой области и даже был приглашён на должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее натуральной истории – должность, между прочим, престижная.
Учился Пиаже в том же Невшательском университете. Получил степень доктора философии, некоторое время после этого обучался в Цюрихском университете. В университетские годы он написал две философские работы, но они ему не понравились, поскольку он счёл их слишком подростковыми. Некоторое время Пиаже увлекался психоанализом, который в то время стал настоящей модой.
Через некоторое время Пиаже переехал в Париж, где работал в школе для мальчиков, которую возглавлял Альфред Бине – известный психолог, разработавший методику определения «ай-кью» (коэффициента интеллекта). Затем он снова возвращается в Швейцарию, где становится директором женевского Института Руссо. Там же он нашёл себе жену – Валентин Шатенау, которая была его студенткой.
В дальнейшем Жан Пиаже возглавлял Международный центр генетической эпистемологии, а также работал в США, где его исследования помогали составлять учебные пособия с учётом мышления детей разного возраста.
В 1979 году учёный удостоился престижной премии Бальцана по общественным и политическим наукам.
Деятельность швейцарского психолога
Работая в школе Альфреда Бине и проверяя результаты тестирования учеников, Жан Пиаже отметил, что дети одной возрастной группы совершают одни и те же ошибки в одних и тех же вопросах, и эти ошибки не свойственны более старшим людям. Это натолкнуло его на мысль о том, что детское мышление строится по другим законам, нежели взрослое. В дальнейшем эта догадка стала основой для целой теории.
Согласно Пиаже, для детского мышления характерны следующие признаки:
- Неразделённость мира и собственной личности.
- Анимизм – вера в то, что все предметы вокруг (в том числе неодушевлённые) являются живыми и наделены душой.
- Артификализм – убеждение в том, что мир создан руками людей.
Для объяснения особенностей детской психики Пиаже ввёл понятие «эгоцентризм», значение которого отличается от общепринятого. При таком способе мышления детям свойственно связывать всё со всем, не воспринимать противоречия, игнорировать общее при понимании частного, не понимать относительности некоторых понятий.
Эгоцентрическое мышление находит своё выражение в эгоцентрической речи. В раннем возрасте ребёнку очень нравится говорить, однако он не стремится передавать свои мысли и чувства собеседнику с помощью речи. Он говорит только о себе, часто повторяет некоторые слова и слоги. Он склонен говорить сам с собой, как бы раздумывать вслух; для ребёнка слово приближено к действию. Место диалога в речи ребёнка занимает своеобразный «монолог вдвоём»: ребёнок рассказывает что-то собеседнику, однако не стремится быть понятым и завязать диалог, для него главным является произвести впечатление.
Эгоцентрическое мышление было выявлено с помощью экспериментов. В одном из них детей сажали вокруг стола, на котором находился макет со сложным рельефом, и предлагали нарисовать то, что они видят на макете. Потом одному ребёнку показывали все рисунки и просили выбрать тот, который нарисовал он сам, затем тот, который нарисовал его сосед справа, слева и т. д. Во всех случаях ребёнок выбирал один и тот же рисунок – свой. Ему казалось, что остальные дети видят макет так же, как и он.
Жану Пиаже принадлежит новая трактовка детского мышления. Традиционно оно считалось более примитивным, чем мышление взрослых людей. Пиаже показал, что детское мышление имеет прежде всего качественное отличие от интеллекта взрослого человека, оно просто «другое», своеобразное.
Работая с детьми, Пиаже применял оригинальный подход, а именно клиническую беседу. Экспериментатор задавал ребёнку вопросы и предлагал решить какие-то задания, получал ответы в свободной форме и на их основании делал выводы.
Пиаже считал, что развитие интеллекта происходит посредством адаптации субъекта к изменяющейся окружающей среде. Субъект стремится восстановить равновесие между ним и средой, за счёт чего происходит процесс познания. При этом субъект и среда взаимно влияют друг на друга. Важно, что интеллект развивается не обязательно наравне с биологическим развитием – последнее лишь создаёт предпосылку для развития интеллекта.
Также психическое развитие проходит в процессе социализации. Опыт субъекта при этом превращается в схемы действия, а он в дальнейшем становятся операциями. Операции складываются в группировки, похожие на математические группы; они подчиняются тем же принципам, что и группы в математике:
- Комбинативность: А + В = С;
- Обратимость: С – В = А;
- Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С);
- Идентичность: А – А = 0;
- Тавтология: А + А = А.
Мышление ребёнка в своём развитии проходит три стадии: аутистическую, эгоцентрическое и социализированное. Аутистическое мышление наблюдается в возрасте от рождения до двух – трёх лет. Оно состоит из детских фантазий, грёз, оно не направлено на внешний мир, бессознательно и подчинено принципу удовольствия. Оно не приспосабливается к внешнему миру.
От трёх до одиннадцати – двенадцати лет ребёнком руководит эгоцентрический принцип мышления. Это как бы промежуточное звено между аутистическим и взрослым, социализированным мышлением. В этот момент ребёнок начинает осознавать несоответствие удовольствия и реальности. Его мысли уже направлены на внешний мир, однако предметы этого мира воспринимаются только по отношению к самому себе. В этом возрасте ребёнок ещё не может сопоставлять разные точки зрения на объект. По структуре такое мышление ещё остаётся аутистическим, но оно уже не ограничивается удовлетворением физических потребностей и желания играть, а имеет черты умственного приспособления, что характерно для взрослой психики.
К двенадцати годам эгоцентризм из психики полностью исчезает (разумеется – в норме). Формируется социализированное мышление, которое имеет характерные особенности:
- Оно подчинено принципу реальности;
- Оно формируется прижизненно;
- Оно направлено на познание и изменение окружающего мира;
- Оно выражается в речи.
Жан Пиаже также дал подробное описание стадий развития интеллекта, начиная от рождения и кончая взрослым состоянием.
- Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет). В этот период маленькие дети открывают для себя связь между своими действиями и их последствиями. Они активно исследуют мир с помощью органов чувств и моторики. Ребёнок начинает с самых простых действий, постепенно переходя к более сложным. Путём «проб и ошибок» он постепенно осознаёт себя как нечто отдельное от остального мира. На этой стадии ребёнок манипулирует лишь с самими предметами, но не с символами, поскольку членораздельная речь ещё отсутствует.
- Подготовка и организация конкретных операций (от 2 до 11 лет). На этой стадии ребёнок начинает мыслить символически, что отражается, к примеру, в игре: он может использовать одни предметы в функции других – коробка может играть роль стола, крышки от бутылок могут служить «тарелками» на этом «столе» и т. д. Символическое мышление реализуется и в речи.
На раннем этапе этой стадии ребёнок ещё не понимает определённых правил, по которым строятся логические операции. Например, если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится, и взрослый человек знает это и может проделать эту операцию в уме; а ребёнок до семи лет на такое ещё не способен. На этом этапе ребёнку также присущ эгоцентризм: он думает, что другие воспринимают мир точно так же, как и он.
На позднем этапе этой стадии ребёнок уже не только мыслит символами, но и может осуществлять с ними манипуляции в уме. Он овладевает определёнными законами строения и функционирования объектов: например, начинает понимать, что если кусок пластилина разрезать на несколько частей, то общее количество пластилина не изменится. Ребёнок начинает понимать и такое свойство, как обратимость: результат какой-либо операции может быть устранён путём противоположной операции (например – разбитую тарелку можно склеить).
Однако мышление на этой стадии ещё не является завершённым: операции совершаются только над конкретными объектами, но не над высказываниями. Например, если ребёнку сказать: «Не дразни этого мальчика из-за веснушек, тебе было бы приятно, если бы с тобой поступали так же?», то он ответит: «Но у меня же нет веснушек, меня дразнить не за что!»
- Формальные операции (с 11 до 15 лет). На этой стадии ребёнок начинает осознавать возможные, гипотетические ситуации, а наблюдаемую реальность воспринимает лишь как частный случай некой модели. Теперь ребёнок способен мыслить предложениями и устанавливать формальные связи между ними (логические умножение, сложение, включение и др.). Тогда же он приобретает способность выделять все переменные, необходимые для решения задачи, и перебрать все возможные комбинации с ними в поисках правильного решения.
Различие взглядов Пиаже и советских психологов
Советские психологи были хорошо знакомы с трудами Жана Пиаже. Однако они указали на те их моменты, которые, по их мнению, были ошибочны. Пиаже считал, что развитие интеллекта представляет собой спонтанный процесс, независимый от внешних условий, в том числе среды и обучения. Советские психологи были с этим не согласны: отечественная психология, подкреплённая марксизмом, считала именно среду движущей силой развития интеллекта, и в первую очередь она уделяла внимание общественно-исторической части среды. Лев Выготский в своих работах вступил с Пиаже в заочную полемику, однако ответ швейцарского психолога получить не успел, поскольку рано умер. Эксперименты, проведённые позднее советскими психологами, показали, что первоочередное значение для развития интеллекта имеет всё-таки умение ориентироваться в среде, а не способность к абстрактным логическим операциям, как это представлял Пиаже.
Для примера можно вспомнить взрослых людей, страдающих аутизмом. Чаще всего у таких людей интеллект в целом развит недостаточно – вплоть до того, что они не приспособлены к самостоятельной жизни; между тем с «логической» частью мышления у них всё в полном порядке. Постепенно у тех аутистов, которые не были социализованы, развивается слабоумие. Аутисты с трудом могут совершать операции, выходящие за рамки простейших логических операций и прямого представления данных: например, они часто не могут понять слово в переносном смысле, не понимают пословиц, поговорок, шуток.
Однако радикальных расхождений концепции Пиаже с советскими учёными не было. Больше того, в нашей стране ценили его вклад в психологию. Ряд выводов Пиаже всё-таки оказался верен. Это используется на практике; так, ещё с советских времён мы отдаём детей в школу приблизительно в семь лет – именно в том возрасте, когда, согласно выводам Пиаже, у ребёнка начинает преодолеваться эгоцентризм мышления и он способен воспринимать школьное обучение.
Значение работ Пиаже не только в том, что он исследовал детскую психологию. Отмечая, что черты детского мышления не у всех людей исчезают бесследно, он предостерегает нас от проявления этих черт. Так, эгоцентрическое мышление проявляется у взрослых людей, когда они пытаются рассуждать о вещах, о которых мало знают. Недостаток информации создаёт у человека иллюзию того, что он знает всё.
Работы Пиаже
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. В том числе:
- Психология интеллекта.
- Генезис числа у ребёнка.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
- Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М., 1983. — С. 133—136.
- Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.
- Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с. — ISBN 5-318-00032-0 (а также: Вопросы философии. — 1993. — № 5).
- Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка. — М.: Академический проект, 2006. — 480 с. — ISBN 5-8291-0739-2.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Питер, 2004
- Генезис элементарных логических структур. — Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2001
Комментарии к статье: «Жан Вильям Фриц Пиаже. Биографический очерк»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!