Стратегии и техники ABA-терапии, как метода коррекции аутистических расстройств
В настоящее время, к сожалению, в нашей стране и за рубежом наблюдается тенденция увеличения числа выявленных случаев у детей аутизмом. К проблеме «излечения» аутизма приковано внимание учёных и практиков различных научных профилей. Перед ними стоит задача: оказание помощи детям с аутизмом в преодолении некоторых симптомов данного расстройства; научить их приспосабливаться к жизни в социуме.
До некоторого времени считалось, что единственным решением проблемы – помещение этих детей в специальные интернаты для умственно отсталых, что приносило больше вреда, чем пользы. Со временем стало ясно, что помочь детям с расстройствами аутистического спектра можно только при условии совместных усилий семьи и специалистов*.
Каждому ребёнку с аутизмом нужен индивидуальный подход, т.к. аутизм представляет собой широкий спектр поведенческих отклонений и поэтому рекомендовать одно универсальное средство для всех детей, страдающих аутизмом не представляет возможности.
Исходя из индивидуальных и конкретных особенностей ребёнка, для него составляется строго структурированная программа обучения. Специалист, в ходе работы с ребёнком, эту программу периодически пересматривает и корректирует.
Коррекционную работу с детьми с РАС необходимо начинать как можно раньше. При правильно организованном обучении ребёнок делает большие успехи.
Прикладной анализ поведения
Прикладной анализ поведения — это один из самых востребованных методов в мировой практике реабилитации аутистов, это научная дисциплина, основы которой были заложены Б.Ф. Скиннером в 50-х годах прошлого века**.
Анализом поведения является систематическое изучение факторов, влияющих на поведение (Sulzer-Azaroff&Mayer, 1991). Applied Вehavior Аnalysis (АВА-терапия) он же «Прикладной анализ поведения» (ПАП) – это дисциплина, занимающаяся применением поведенческой науки в реальных условиях в больницах и школах с целью решения социально-значимых проблем, например, проблемы с поведением и учебой (Baer, Волк, и Risley, 1968).
Скиннер придерживался мнения, что личность – это не что иное, как определенные формы поведения, которые приобретаются ребёнком посредством оперантного научения.
Знание этих принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь и привело к появлению направления, получившего название Applied Вehavior Аnalysis (АВА).
АВА-терапия (Applied Behavior Analysis) – научная дисциплина, занимающаяся описанием и изучением поведения, разработкой методов и приемов для изменения поведения.
Основная задача АВА-терапии – выявить цель поведения и, учитывая знание цели, смоделировать ненормативное поведение в социально одобряемое.
Программа АВА всегда строится на индивидуальной основе и разбивает сложные навыки на мелкие блоки. Перед тем, как использовать метод прикладного анализа поведения, проводится комплексное обследование навыков ребёнка с РАС.
Одним из наиболее распространенных поведенческих тестирований навыков детей с РАСявляется тест ABLLS-R Д. Партингтона. Он позволяет понять - на каком уровне функционирования находится ребёнок: в каких областях он испытывает наибольшие затруднения и на каком уровне находятся его начальные знания. Результаты, полученные в процессе тестирования ABLLS-R, обеспечат педагога-дефектолога информацией, которая может стать основой для разработки эффективной программы по обучению речи иприобретением социальных навыков ребёнка***.
Когда определены основные направления коррекции, важно изучить основные техники и базисные составляющие метода.
Техника ABA (прикладного анализа поведения), которая используется для уменьшения проблематичного поведения путем поощрения или подкрепления альтернативного (социально одобряемого) поведения, выполняющего ту же функцию, называется дифференциальным подкреплением альтернативного поведения. Подкрепление за нежелательное поведение при этом удерживается.
Данная техникаширокоприменяется для коррекции различных поведенческих проблем, таких как агрессия, вспышки гнева, самостимулирующее поведение и т.д.
Функция поведения, указывающая на источник его подкрепления, как правило, находится в окружающей среде.
С точки зрения АВА, поведение имеет 4 основных цели:
- Социальное внимание – с целью получения социального внимания или любой реакции от других людей ребёнок может демонстрировать то или иное поведение (он может заставить взрослых посмотреть на него, посмеяться над ним, поиграть с ним, обнять его или поругать его;
- Получение желаемых предметов или занятий – это такое поведение, при котором ребёнок получает желаемый предмет или доступ к желаемому занятию (ребёнок кричит и вопит, пока родители не купят ему новую игрушку (желаемый предмет) или не отведут в цирк (занятие));
- Побег или избегание – это такое поведение, при котором ребёнок хочет чего-то избежать или покинуть какую-то ситуацию (ребёнок может проявлять агрессию, чтобы педагог или родители перестали с ним заниматься);
- Сенсорная стимуляция – самостимулирующее поведение – это такое поведение, которое приносит ребёнку физиологическое удовлетворение (ребёнок раскачивается взад-вперед, потому что это доставляет ему удовольствие; в то время как другой ребенок потирает коленку, которую он ушиб о край стола. И в том, и другом случаях дети не пытаются получить внимание или что-то желаемое, как не пытаются и избежать каких-то внешних требований).
Поведение – это очень динамичный процесс. Оно меняется в каждый конкретный момент времени. Поведенческий подход исследует, что будет происходить с поведением ребёнка в будущем или, точнее,с вероятностью возникновения поведения ребёнка в будущем.
Определив цель поведения ребёнка, можно его поведение подкрепить, т. е усилить или, наоборот, ослабить.
В связи с этим различают:
- положительное усиление (подкрепление) – это такое поведение, которое позволяет ребёнку, что-тополучить и которое приводит к появлению некоторого события, связанного с увеличениемвозникновения этого поведения в будущем;
- отрицательное усиление (подкрепление) – это такое поведение, которое позволяет ребёнку чего-то избежать или приводит к тому, что нечто убирается.
Подкрепление
Положительное усиление (подкрепление) — это процесс,с помощью которого целевое поведение усиливается, если подкрепление следует сразу после поведения и он является одним из важнейших принципов возникновения поведения в большинстве поведенческих программах.
Если специалист хочет закрепить желательное поведение, то сразу после выполнения задания следует одновременно подкрепление (усиление) и, наоборот, для того, чтобы ненормативное поведение не закреплялось – не следует его подкреплять.
Ослабление
Ослабление (наказание) — это процесс, который следует сразу за поведением и при этом уменьшается вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как в случае с усилением, различают положительное ослабление – когда в окружающей среде после поведения что-то добавляется и отрицательное ослабление, когда в окружающей среде в след за поведением что-то исчезает.
Угасаниереакции – это прекращение подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось, т.е. после чего целевое поведение угасает.Процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается, так называемым, «взрывом». Перечислим основные характеристики «взрыва»:
- сильные эмоциональные реакции, в том числе, агрессия и истерики;
- появление новых видов поведения, которых до процедуры угасания не было****.
Таким образом, АВА-терапия на замену нежелательному поведению всегда дает альтернативное, т.к. первое имеет тенденцию повторяться при отсутствии другого «шаблона». К примеру, если ребёнок во время канистерапии (метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак) бьет собаку, то следует предоставить ребенку альтернативное поведение – научить гладить её, и каждый раз, когда ребёнок будет сам гладить её – поощрять его поведение значимыми для него вещами (стимулами). Наиболее вероятно, что впоследствии ребёнок будет только гладить собаку,т. к. его неадаптивное поведение (избиение собаки) поставили на «вымирание» и никак не подкрепляли, а желательное поведение закреплялось положительными реакциями.
Инструмент, с помощью которого специалист признаёт и сохраняет правильное поведение ребёнка, называется наградой или «подкреплением»Они могут быть самыми разными, в зависимости от предпочтений и нужд ребёнка. В качестве «первичных подкрепителей» специалист может использовать съедобные награды (орехи, изюм, фисташки, семечки, конфеты и др.), при этом нужно убедиться, что нет на них аллергии у ребёнка.
Таким образом, расстройства аутистического спектрапредставляют собой сложные нарушения психического развития, при котором наблюдаются, прежде всего, расстройства процессов коммуникации, поведенческие расстройства, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми и, как результат, нарушение социальной адаптации.
Своевременная и адекватная коррекция аутизма играет огромное значение для успешной социализации детей с РАС в социум.
Прикладной анализ поведения (ABA) – это дисциплина, занимающаяся применением поведенческой науки в реальных условиях.
Стратегии и техники АВА помогают обеспечить продолжительные изменения;учат, как правильно подкреплять альтернативное поведение, чтобы сделать его более выгодным, чем неуместное поведение; помогает создать для ребёнка мотивацию следоватьпредпочтенномуи более приемлемому поведению.
Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения — это прекрасный инструмент АВА, который, как правило, приводит к очень быстрым и значимым изменениям в поведении, а, следовательно, к успехам в обучении и социализации детей с РАС.
Примечание:
* См.:Комплексный подход к работе с детьми с ранним детским аутизмом и вопросы подготовки специалистов: сборник научных трудов/под ред. О.В. Кухарчук, О.И. Сусловой, Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. С. 155.
** См.:Использование прикладного анализа поведения в работе с аутичными детьми Кухарчук О.В., Рыжкова О.Н. В сборнике: Социокультурная интеграция и специальное образование Сборник научных статей. Электронное издание. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Москва, 2015. С. 316-320.
*** См.:Использование стандартизированных тестов для оценки первоначальных навыков//Аутизм. АВА-терапия. Прикладной анализ поведения АВА/URL: http://www.autism-ABA.blogspot.ru/2010/02/blog-post_09.html (дата обращения 15.02.2016 г.)
**** См.:Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутического спектра и другими особенностями развития. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2014. 208 с.
О.В. Кухарчук С.С. Полякова
Саратовский государственный университет имен Н.Г. Чернышевского, Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
Комментарии к статье: «Стратегии и техники ABA-терапии, как метода коррекции аутистических расстройств»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!