Принципы патопсихологических исследований
Исходя из отечественных патопсихологических исследований стоит выделить следующие принципы:
- Психологический эксперимент должен давать возможность исследовать психические нарушения как нарушение деятельности (поскольку психические процессы рассматриваются в психологии не как врожденные способности, а как такие, которые формируются при жизни). Он должен быть направлен на качественный анализ различных форм расстройства психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления. Если речь идет о нарушении познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны показать, как распадаются те или иные мыслительные операции больного, которые сформировались в процессе его жизнедеятельности, как видоизменяется процесс приобретения новых связей, в какой форме искажается возможность пользования системой старых связей, которые сформировались в предыдущем опыте.
- Принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов больного - важно не только то, какой сложности или какого объема задания больной осмыслил и выполнил, но и то, как он осмысливал, чем были обусловлены его ошибки и затруднения. Именно анализ ошибок, возникающих у больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, является важным материалом для оценки того или иного нарушения психической деятельности больных.
- Один и тот же патопсихологический симптом может обусловливаться разными механизмами и быть индикатором различных состояний. Так, нарушение опосредованной памяти или неустойчивость суждений могут возникнуть вследствие нарушений умственной работоспособности больного, нарушений целенаправленности мотивов, или быть проявлением дезадаптациидействий. Характер нарушений не является специфическим для данного заболевания. Он является лишь типичным для них и может быть оценен в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования.
- Патопсихологическое исследование осуществляется с помощью таких экспериментальных задач, которые могут актуализировать умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности, мотивы, побуждающие эту деятельность. При этом патопсихологический эксперимент должен актуализировать не только умственные операции больного, но и его личное отношение к работе, самому себе, к результату работы и др.
- Строение патопсихологического эксперимента должно предоставлять возможность обнаруживать не только структуру измененных, но и сохранение форм психической деятельности больного. Это важно для решения вопроса восстановления нарушенных функций. Вопрос о сохранении данных встает особенно остро для выяснения, например, трудоспособности больного и возможности продолжать обучение и т.д.
- В патопсихологических исследованиях следует учитывать отношение больного к опыту, зависящее от его болезненного состояния. Так, здоровые испытуемые стараются выполнить инструкцию, «принимают» задачи, а психически больные иногда не только не стараются выполнить задание, а неправильно толкуют опыт или оказывают активное сопротивление инструкции. Например, если при проведении ассоциативного эксперимента со здоровым человеком экспериментатор предупреждает, что будут произнесены слова, в которые она должна вслушаться, то здоровый испытуемый активно направляет свое внимание на сказанные экспериментатором слова. При проведении этого самого эксперимента по негативистским больным часто возникает противоположный эффект: больной активно не хочет слушать. При таких условиях экспериментатор вынужден проводить эксперимент вроде «обходным путем»: произносит слова вроде нечаянно и регистрирует реакции больного. Нередко приходится экспериментировать с больным, который интерпретирует ситуацию исследования идеями бред, например, считает, что экспериментатор действует на него «гипнозом», «лучами». Понятно, что такое отношение больного к эксперименту сказывается на способах выполнения задания, он часто выполняет просьбу экспериментатора умышленно неправильно, оттягивает ответы и т.д. В таких случаях построение эксперимента должна быть изменена.
- В патопсихологических исследованиях используется большое количество методик. Это объясняется тем, что процесс распада психики не происходит одноуровневый. Практически не бывает так, чтобы у одного больного нарушались только процессы синтеза и анализа, а у другого страдала бы исключительно целеустремленность личности. При выполнении любого экспериментального задания можно судить о различных формах психических нарушений. Однако, несмотря на это, не каждый методический прием позволяет с одинаковой очевидностью, четкостью и достоверностью говорить о той или иной форме или степень нарушения. Кроме того, нарушение психической деятельности больного бывает часто нестойким. За улучшение состояния больного некоторые особенности его мыслительной деятельности исчезают, другие остаются. При этом характер выявленных нарушений может меняться в зависимости от особенностей самого экспериментального приема; поэтому сопоставление результатов различных вариантов какого-либо метода, многократно повторяющегося, дает право судить о характере, качестве, динамике нарушений психики больного.
- Патопсихологические обследования детей не должны ограничиваться установлением качественной характеристики психических нарушений, а должен выявлять потенциальные возможности ребенка.
Текст для публикации взят из Интернета.
Комментарии к статье: «Принципы патопсихологических исследований»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!