Практика психологического развития
С древнейших времен человечество стремилось создать эффективные методы управления своими психическими процессами. Практически все религиозные и духовные течения имели более или менее разработанную систему медитаций, психотехник и практику психологического развития, которые позволяли адептам достигать нужных состояний.
Многие из этих способов получили в наше время иное звучание в различных школах психотерапии и психокоррекции. Было разработано также много новых способов индивидуального и группового психотренинга.
Большинство подобных школ развивались на Западе в русле психоаналитического направления и их выводы были практически незнакомы в нашей стране. Разрушение "железного занавеса" привело к широкому распространению в стране психотренинговых и медитативных практик, которые часто используются по-дилетантски.
В этой работе сделана попытка сформировать четкий системный подход к психологическим техникам при использовании их при индивидуальной психологической самоподготовке и психокоррекции, опираясь на который, практикующий, инструктор или психотерапевт смогли бы подобрать наиболее эффективные техники, направленные на действительное решение ситуаций, а также выделить наилучшую последовательность этапов подобной работы.
В качестве теоретической базы воспользуемся психоаналитической концепцией трехчленной структуры психики человека, а также взглядом на психологическое развитие человека как на процесс расширения его сознания. На базе этих представлений можно выделить пять главных направлений, которые являются этапами психологической работы:
- актуализация психических процессов;
- развитие сознания и самосознания;
- очистка подсознания;
- распрограммирование сверхсознания;
- достижение внутренней целостности.
Рассмотрим каждую группу техник более подробно. Девяносто процентов информации, которая воспринимается нашими органами чувств, не фиксируется нашим сознанием. Человек смотрит и не видит, слушает и не слышит, ест, но не чувствует вкуса пищи. Главная причина этого состоит в том, что сознание человека большую часть времени сконцентрировано не "здесь и сейчас", а занято решением разных проблем, воспоминанием прошлых образов, договариванием недоговоренного своевременно.
Аналогичная ситуация реализуется в отношении чувств, эмоций и желаний, которые далеко не всегда бывают осознанными, однако влияют на нашу жизнь, обуславливая наши действия и отношения. Все это уменьшает количество свободной энергии, которая имеется в нашем распоряжении, а вследствие этого адаптивность к жизненным ситуациям. Наиболее полно вопрос об актуализации психических процессов был рассмотрен в гештальт-психологии Ф. Перлза.
Главная ценность предложенных психотехник состоит в том, что они не только расширяют сознание способом актуализации, но и наиболее мягко приучают человека рефлексии, необходимой для работы на последующих этапах. Второй этап, через который необходимо пройти человеку, занимающемуся психологическим саморазвитием - кристаллизация сознания и развитие самосознания. Развитие сознания определяет уровень человека как личности. Понятие очищения подсознания, то есть отреагирование вымещенных чувств и эмоций, вызывающих невротическое напряжение, появилось благодаря психоанализу.
Большинство способов, предложенных разными системами, можно разделить на две категории. Аналитические способы основаны на осознании разных подсознательных объектов с использованием и их побочных проявлений (сновидений, эмоциональных напряжений и др.). Для их практики необходимо иметь уже достаточно расширенное сознание и хорошую способность к рефлексии. Большинство аналитических способов восходят к тем или иным школам психоанализа. Катарсические методы основаны на непосредственном отреагировании тревожащих чувств и эмоций и не требуют их осознания. К этой группе относятся терапия криком, ребефинг, голотропное дыхание и подобные им техники.
Очистка подсознания является важным этапом работы над собой не только потому, что позволяет снизить характерный для современного человека невротизм, но и благодаря тому, что она освобождает психическую энергию, необходимую для более глубокой внутренней работы. Распрограммирование сверхсознания является следующим этапом психологической работы над собой. Роль родительского программирования в жизни человека была впервые досконально описана Берном, однако эффективных техник освобождения от подобных программ им предложено не было.
Такие техники как рефрейминг, явились позднее, благодаря способам Эриксонианского гипноза, НЛП, но суть большинства из них базируется не в распрограммировании сверхсознания, а в его перепрограммировании, т.е. замены одних программ на другие, более эффективные для конкретного человека. Нужно также отметить, что сама возможность распограммирования и перепрограммирования сверхсознания приведет к появлению некоторых философских и этических вопросов, связанных с преимуществами одной системы ценностей (а следовательно, и связанных с ней программ) над другой. Наивысшей фазой внутренней работы можно назвать работу по достижению внутренней целостности, т. е. синтез различных частичек человеческой психики (субличностей).
В работе с субличностями можно назвать две разные цели. Минимальная цель – это достижение когерентного состояния психики, т. е. состояния, при котором отсутствует борьба между различными субличностями – все они сотрудничают в достижении одной цели. Для того, чтобы достичь подобного состояния, можно воспользоваться шестишаговой моделью внутреннего договора, предложенной НЛП.
Более сложной задачей является полная интеграция всех субличностей, т. е. достижение цельного состояния сознания. Характерной чертой данного состояния является способность человека, который достиг его, оставаться самим собой, в любой ситуации, т. е. у него нет никакой ни внешней ни внутренней потребности играть какие-либо роли. Техники, которые помогают достичь подобных состояний, предлагаются в трудах Ассаджоли и его последователей. В заключении отметим, что описанная система психологической самоподготовки направлена на перестройку внутренней психологической структуры и может быть дополнена тренингами для овладения новыми качествами и умениями.
Текст взят из открытых источников в интернете
Комментарии к статье: «Практика психологического развития»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!