Определение памяти. Общая характеристика и развитие памяти у детей
Психика человека сложно организованная и многогранная структура, именно благодаря этому мы многое знаем и умеем. В психический аппарат человека входит, память, мышление, внимание и речь. Благодаря памяти мы можем накапливать опыт, знания, умения и навыки. Память представляет собой сложный психический процесс: запечатления, сохранения, узнавания и воспроизведения прошлого опыта. Память - это один из познавательных процессов психики, которая занимает среди них особое место и о которой мы поговорим сегодня.
Как протекают процессы памяти?
Например, мы может представить в своём сознании какой - то определенный предмет, который в данный момент не воспринимаем, это называется воспроизведением. При виде объекта с которым ранее встречались или взаимодействовали мы осознаем, что она кажется знакомой, привычной. Это характерно для процесса узнавания. В работе процессов сохранения, узнавания и воспроизведения предшествует запечатление, благодаря которому запускается шестерёнка работы всех остальных механизмов памяти.
Виды памяти
Имеется несколько критериев по которым классифицируют память. По трем из основных критериев выделяют следующие виды памяти:
В зависимости от характерной психической активности, преобладающей в деятельности человека:
- Двигательная память;
- Эмоциональная;
- Образная;
- Словесно - логическая.
По целям деятельности:
- непроизвольная память;
- произвольная.
По продолжительности запоминания материала:
- кратковременная память;
- оперативная память.
Процессы и механизмы памяти
Так как память является довольно сложным процессом, состоит она из множества процессов и механизмов. Основными характеристиками памяти являются:
- объём;
- быстрота запечатления;
- точность воспроизведения;
- длительность сохранения;
- готовность использовать сохраненную информацию.
Запоминание — это процесс запечатления информации для последующего сохранения. Запоминание бывает механическим и осмысленным. Эти два вида отличаются между собой по очевидным признакам: механическое запоминание происходит путем привлечения ассоциаций по смежности, но без выстраивания структурно - логических связей. Осмысленное же запоминание отличается прежде всего ориентацией на логику и построение связей между частями материала. Важнейшим условием успешного осмысленного запоминания материала есть повторение — многократное возвращение к уже знакомому материалу, проговаривание для осмысленного закрепления в памяти.
Забывание также является неотъемлемым и естественным процессом памяти. Многое из того, что имеется в нашей памяти со временем забывается. В основном это происходит с информацией, которая длительное время не используется, к которой нет интереса. Детали и мелкие особенности забываются скорее, чем общие выводы. Забывание бывает полным или частичным, временным и длительным. Проявляется оно в основных двух направлениях:
- нельзя припомнить или узнать;
- неверное или неполное узнавание и припоминание.
Бороться с забыванием нужно только если есть необходимость в забытой информации или навыках.
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
У каждого человека память отличается по разным признакам. В основном она различается по продуктивности заучивания и по различиям типов памяти. Продуктивность заучивания характеризует то, какой объём информации может запомнить человек, как долго информация будет хранится в памяти, а также способность к полному или частичному воспроизведению. Типы памяти определяют то, каким образом человек запоминает информацию: зрительно (зрительная), с помощью слуха (слуховая) или с помощью движений (двигательная память).
Для того, чтобы развить память необходимо регулярное чередование практики и умственного труда, применение эффективных способов работы, использование уместных способов запоминания, самоконтроль и т.д.
При этом развитая память это очень большой плюс в личности человека, как в повседневной жизни, так и на работе. В большинстве профессий очень ценится развитая память, она является большим преимуществом, помогающим достигать больших свершений на работе и принимать большую ответственность на себя. Существуют определенные способы для развития данного процесса. Чтобы что-то запомнить, необходимо сосредоточиться на процессе, на самом материале. Нужно осмысливать информацию, искать в ней параллели по отношению к своему опыту. Чем больше имеется шансов установить такую связь, тем лучше будет запоминание.
Развитие памяти у детей
С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополняться, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.
Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста, в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.
Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом не намеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.
Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.
Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но нейропсихологическое обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических задач, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.
В заключении о памяти
В заключении можно сказать о том, что память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. С памятью работают специалисты: психиатры, клинические психологи, нейропсихологи и патопсихологи.
Поэтому, если вам требуется помощь в освоении памяти или ее развитии в детском возрасте и нужен психиатр, клинический психолог, нейропсихолог, патопсихолог, то обращайтесь к супер сервису психея-маркет.ру, разделу профи play и смело подбирайте себе нужного специалиста.
Комментарии к статье: «Определение памяти. Общая характеристика и развитие памяти у детей»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!