Контент-анализ в психологии: виды и методы психологического исследования
Далеко не всегда удается получить информацию у человека напрямую. Если он пишет тексты (научные, художественные, информативные), снимает новости, передачи, узнать о реальности, в которой он пребывает, можно с помощью разных методик. Контент-анализ в психологии — один из подобных методов.
Контент-анализ позволяет выявить внутренние переживания индивида, оценить его эмоциональное состояние.
Суть и особенности контент-анализа
Существует несколько вариантов описания этого определения:
- Формализованный способ обработки графической или текстовой информации. Характеристики — систематичность, строгость.
- Качественный и количественный метод изучения текстов, позволяющий выявить тенденции, факты, которые отражены в анализируемых документах.
При применении этой методики нельзя отменять обычный анализ документов. Оба этих метода должны дополнять друг друга, комбинироваться между собой. Только при их сочетании можно понять смысл написанного текста.
Сущность метода:
- Эту методику можно использовать как ведущую, но лучше применять ее в комплексе с другими способами получения информации.
- Изучение документов, художественных текстов должно выполняться в их социальном контексте.
- Нужно фиксировать единицы текста.
Контент-анализ применяется для исследования и изучения:
- Социально-психологических явлений, которые отражаются в содержании сообщений.
- Особенностей людей, которые создают тексты, документы, художественную литературу.
- Социально-психологических аспектов воздействия автора на публику.
Методика позволяет уточнить, обработать и преобразовать информацию, которая была получена в ходе бесед, интервью, открытых вопросов из анкет.
Исследователю необходимо выявить единицы содержания текста, распределить полученную информацию на отдельные группы по заранее заданным критериям.
Прежде чем начинать применять контент-анализ нужно понять, когда он эффективен:
- Если языковой фактор имеет решающую роль в получении необходимой информации. Например, это актуально для поиска авторов иностранных текстов, установления авторства текстов знаменитых писателей, композиторов.
- Когда нет прямого выхода на автора текста. Если автор находится в недосягаемости, можно анализировать только информацию, представленную в его работах.
- Если нужно обрабатывать большой объем информации. С подобными проблемами сталкиваются люди, которые работают в средствах массовой коммуникации, кино, занимаются изучением литературы. Например, невозможно охарактеризовать положение в мире прочитав информацию на двух сайтах, не затронув массива данных среди большого количества источников.
История изучения
В психологии метод субъективного контент-анализа начал применяться в 30 годах XX века в социальных науках. Первые направления, которые начали тестировать эту методику, — журналистика, литературоведение. Процедуры, которые включает этот метод, были основаны американскими социологами — Б. Берельсоном, X. Лассуэллом.
Ученые тестировали методику в сфере политики, пропаганды, смогли модернизировать ее, приспособить к различным сферам человеческой деятельности.
Частота применения контент-аналитических методов повысилась в период развития средств массовой информации. Когда Б. Берельсон обобщил полученные данные в книге, методику начали применять в научных направлениях за пределами психологии.
Одновременно с развитием контент-анализа на территории Америки, он начал получать популярность в СССР. Вклад в развитие советского подхода к освоению этой методики внес ученый Н. А. Рыбников.
Он специализировался на изучении биографических данных. Метод контент-анализа он применил для изучения личностей по их автобиографии.
Изначально Рыбников начал изучать сочинения детей рабочих. Он предлагал им описывать жизнь, положительные, отрицательные моменты, раскрыть переживания.
Таким образом ученый смог определить, какие положительные и отрицательные моменты жизни преобладают у детей зависимо от возраста. Он сделал интересный вывод — в раннем возрасте девочки позитивней смотрят на жизнь, чем мальчики. При взрослении они больше склоняются к негативным мыслям, переживаниям.
Следующим ученым, который продолжил применять контент-анализ, развивать это направление, был П. П. Блонский. Его интересовали только первичные воспоминания людей. Испытуемых он набирал из сферы образования. Это были учителя, профессора, студенты, школьники.
После проведения исследований ученый смог доказать, что у большинства людей первичные воспоминания связаны со страхами или тяжелыми переживаниями.
Сферы применения
С помощью контент-анализа можно изучать текстовые документы, видео- и аудиозаписи. Методика может применяться в разных сферах человеческой деятельности:
- СМИ;
- риторике, литературе;
- психологии, социологии;
- журналистике, криминалистике;
- культурологии, этнографии, истории;
- риторике, политологии;
- когнитивных науках.
Большую роль контент-анализ играет в разработке искусственного интеллекта.
Разновидности и методологии
Виды контент-анализа в психологии:
- Неколичественный. Строится на нечастотной модели содержания текста.
- Количественный. Подразумевает применение математико-статистических процедур. При исследовании ученые учитывают стиль речи, смысловые блоки, слова.
Психологическая наука выделяет 4 методологии контент-анализа:
- Социологический или семантический. Осуществляется с помощью экспертных оценок содержания.
- Лингвистический или грамматический. Определяется по длине фраз, размеру абзацев, порядку слов, из которых состоит предложение, метрическому составу.
- Ситуационный. Обработка, преобразование библиографических ссылок и научной литературе.
Кибернетический или документалистический. Определяется по плотности текста, параметрам языка, проточности, аспектности, информационному объему, емкости, информативности.
Преимущества и недостатки в контент-анализе
С помощью этого метода:
- Можно увидеть скрытые закономерности, тенденции.
- Нельзя нарушить поведение испытуемого со стороны исследователя.
- Получается выявить достоверные показатели, которые часто крайне сложно различить в массивном количестве информации.
- Удается получить достоверные результаты.
С помощью контент-анализа можно раскрыть психологические особенности автора, коммуникатора, действующей аудитории, определить связь между ними. Методика позволяет увидеть связь между написанным текстом и реальностью, которая окружала автора в момент его написания, сделать выводы.
Это трудоемкий метод. Чтобы понимать какая реальность окружала автора, его читателей в период написания, подачи текста, нужно изучить каждого человека по отдельности, его:
- окружение;
- социальный статус;
- географическое положение;
- ситуацию в стране;
- психическое и физическое состояние.
Для этого необходимо собрать оень много информации.
Процедуры
Психологи выделяют несколько процедур контент-анализа. Чтобы пользоваться данной методикой, нужно тщательно изучить особенности исследования.
Выявление смысловых единиц
Чтобы выявить смысловую единицу, нужно знать какими они бывают:
- Факты, события.
- Документальные данные о человеке.
- Подтекст апелляций, которые направляются к потенциальному адресату.
- Темы, которые выражаются в текстах, видео, музыке.
Смысловые единицы контент-анализа назначаются перед проведением исследования. Они могут различаться зависимо от целей, содержания, гипотез, задач.
Выявление единиц счета
Единицы анализа и единицы счета могут быть одинаковыми или разными. Они зависят от назначения проводимого исследования. Если они не совпадают, значит психолог выделяет собственные единицы счета, наиболее популярные из которых:
- Метры видео или аудиозаписи.
- Длительность телепередачи.
- Число строк в тексте.
- Количество страниц, отдельных слов.
- Количество изображений, относящихся к сюжету текста.
Подсчет
Чтобы подсчитать результаты, нужно выдвинуть критерии, по которым информация будет делиться на отдельные группы. Для подсчетов могут применяться компьютерные программы, таблицы, специальные формулы.
Популярные ошибки
Специалисты, которые впервые применяют на практике метод контент-анализа, могут получить искаженные результаты. Чаще они связаны с ошибками, которые психолог допустил при исследовании. Наиболее распространенные:
- Документы не проверены на подлинность.
- Авторство документов не подтверждено.
- Для анализа подобраны данные, которые не относятся к гипотезам исследований.
- Психолог начал обработку информации раньше, чем была разработана исследовательская программа.
- Не продуманы критерии для анализа.
- Поставлены некорректные цели для проведения исследования.
- Выставленные категории не соответствуют языку, на котором написан документ.
- Классификация составлена с нарушением логики.
- Не подготовлены методические инструменты. Анализ проводился без них.
Категории должны быть:
- Взаимоисключающими — содержание категорий не должно совпадать между собой.
- Исчерпывающими — важно, чтобы категории отражали смысл понятий.
- Уместными — они должны соответствовать поставленным задачам.
- Надежными — важно, чтобы категории не вызывали разногласий, был упорядочены. Иначе может случиться путаница, которая приведет к неточности полученной информации.
Наиболее популярная ошибка — сбор непроверенной информации.
Люди, которые профессионально занимаются контент-анализом, могут без труда определить особенности, структурные единицы в тексте, составить его краткое содержание, цели автора, его общий настрой.
Новичкам в этом направлении важно знать принцип работы метода, его особенности, применяемые инструменты и распространенные ошибки.
Комментарии к статье: «Контент-анализ в психологии: виды и методы психологического исследования»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!