Дифференциально - диагностический опросник (ДДО)
Дифференциально - диагностический опросник (ДДО) предназначен для выбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. ДДО можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Результаты опросника дифференциально - диагностического опросника показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Инструкция по выбору профессии:
Предположим, что после соответствующего школьного обучения или при смене профессии в зрелом возрасте вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы Вы предпочли?».
Выберите пожалуйста только один вариант вида профессиональной деятельности и в соответствующей клетке поставьте знак «+».
А | или | Б |
1а. Ухаживать за животными |
| 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным |
| 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
| 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
| 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
| 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
| 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
| 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
| 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
| 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
| 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
| 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
| 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
| 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
| 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
| 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
| 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
| 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
| 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
| 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
| 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Обработка результатов и интерпретация
Человек - Природа | Человек - Техника | Челове - Человек | Человек - Знак | Человек - Художник |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 7б | 6б | 9б | 7а |
10а | 9а | 8а | 10б | 8б |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16б | 17б | 16б | 19б | 17а |
20а | 19а | 18а | 20б | 18б |
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
Название типов профессий по столбцам:
Человек - человек:
По результатам исследований вам рекомендуется к рассмотрению представителей большинства профессий типа «человек-человек» где в полной мере присутствуют такие психологические потребности, как: коммуникация и исследование.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
- воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
- медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
- бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
- информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
- защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Человек - природа:
По результатам исследований вам рекомендуется к рассмотрению представителей большинства профессий типа «человек-природа» где в полной мере присутствуют такие психологические потребности, как: исследование и анализ.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
- изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных. К таким видаи деятельности подходят профессии: агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог;
- выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
- проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-природа» являются:
- животные, условия их роста и жизни;
- растения, условия их произростания.
Человек - художественный образ:
По результатам исследований вам рекомендуется к рассмотрению представителей большинства профессий типа «человек художественный образ и способы его построения»
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
- создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
- воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
- размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Человек - знаковая система:
По результатам исследований вам рекомендуется к рассмотрению представителей большинства профессий типа «человек знаковая система».
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п.. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
- тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
- цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
- чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
- звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Человек - техника:
По результатам исследований вам рекомендуется к рассмотрению представителей большинства профессий типа «человек - техника».
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Создание, монтаж и сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их).
Проводят эксплуатацию технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом и автоматическими системами).
Производят ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
- Технические объекты (машины, механизмы);
- Материалы, виды энергии.
В заключении:
Данный вид опросника довольно ярко характеризует профессиональную ориентацию респондента школьного возраста, так взрослого человека. При этом для более глубокого исследования рекомендуется проводить дополнительный ряд целенаправленных тестов. включающих в себя психоаналитическое интервью и психологическое действие.
Для более высокой точности и глубины исследования вы всегда можете обратиться к практикующему профориентационное исследование психологу – психоаналитику Помазкину А. С. на его официальном сайте: Профориентация для подростков и взрослых. или позвонив по телефону: 8(926) 303-68-47
Комментарии к статье: «Дифференциально - диагностический опросник (ДДО)»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!