Скульптурный парк ЛАС-ПОСАС: Сюрреалистический сад в мексиканских джунглях
Английский аристократ, поэт, денди, меценат, коллекционер, патрон и покровитель сюрреалистов Эдвард Джеймс близко дружил с Сальвадором Дали и Олдосом Хаксли. Рене Магритт писал его портреты, а британский король Эдуард VII был его крестным. В своем стиле жизни Джеймс подражал сюрреализму, который он так любил: коллекционировал предметы искусства, редкие орхидеи и попугаев и любил наряжаться в цветные пончо. Современники называли Джеймса «последним из великих эксцентриков».
Самым выдающимся свидетельством жизни Джеймса стал скульптурный сад Лас-Посас (Las Pozas), расположенный в самом сердце мексиканских джунглей. Сад, созданию которого Джеймс посвятил 22 года своей жизни, стал для него воплощением Эдема на земле.
В поисках Эдема:
Эдвард Джеймс родился в 1907 году в очень богатой семье. Его отец, железнодорожный магнат, позволял семье жить на широкую ногу. Мать была классической дамой света и в основном занималась организацией светских приемов для членов высшего общества. Но Эдварду было скучно в кругу британской аристократии, приверженной строгим нормам и правилам. Он отправился в Оксфорд изучать литературу, и это решение стало судьбоносным — именно там он начал писать стихи и познакомился с представителями художественной богемы. Эдвард погрузился в яркий артистический мир, его друзьями стали художники Сальвадор Дали, Рене Магритт, Леонора Каррингтон, Ники де Сен-Фаль, Ман Рэй, Макс Эрнст и Генри Мур, а также дизайнеры Эльза Скиапарелли и Коко Шанель.
Еще одним увлечением Джеймса стал балет. Он познакомился с Борисом Кохно и Джорджем Баланчиным, а в начале 1930-х годов женился на знаменитой австро-американской актрисе и танцовщице Тилли Лош, для которой основал на свои средства балетную компанию Les Ballets 1933. Компания просуществовала всего один сезон, брак продлился немногим дольше и закончился скандалом.
Будучи наследником огромного состояния, Джеймс финансово помогал многим художникам, покупал их работы, издавал на свои деньги книги начинающих поэтов и писателей. Он собрал внушительную коллекцию произведений искусства, в основном художников-сюрреалистов, и разместил ее в своем поместье Монктон в Западном Суссексе. Стены дома Джеймса были увешаны картинами от пола до потолка, повсюду стояли скульптуры, объекты и мебель, созданная по эскизам художников, например знаменитая кушетка авторства Дали в форме губ Мэй Уэст.
Однако поместье Монктон не удовлетворяло всем нуждам владельца. Джеймс искал особенное место, где он мог бы совместить свою любовь к искусству с другой страстью — увлечением необычными растениями и редкими животными. Он искал рай на земле и нашел его в мексиканских джунглях, сейчас это место известно под именем Лас-Посас.
Здесь будет сад!
Сад Лас-Посас находится в муниципалитете Хилитла штата Сан-Луис-Потоси, в центральной части Мексики. Добраться до него не так просто — придется ехать примерно восемь часов от Мехико на машине по непростой дороге. Впрочем, в итоге путешественник будет вознагражден с лихвой: он оказывается в тропическом лесу, где в окружении буйной флоры и природных водоемов возвышаются 36 причудливых бетонных скульптур и строений. Названием парк обязан водоемам: Лас-Посас можно перевести с испанского как «пруды».
Лестницы, ведущие в облака, искусственные бамбуковые рощи из камня, причудливые башни и арки, а также парящая структура с интригующим названием «Трех-, а возможно, пятиэтажный дом» (The Three-Story House that Might Be Five) — ландшафт, в который попадает гость Лас-Посас, похож на сюрреалистическую картину, воплотившуюся в жизнь, и именно таким было намерение его создателя.
История парка началась в 1940-х годах. В 1944-м Эдвард Джеймс посетил Мексику, где познакомился с местным жителем Плутархо Гастелумом, который впоследствии стал его правой рукой в деле создания Лас-Посас. В 1947-м Джеймс приобрел кофейную плантацию недалеко от мексиканской области Хилитла. Там он вместе с Гастелумом и основал Лас-Посас. Сначала сад был плантацией для потрясающей коллекции орхидей, а также домом для редких животных, собранных Джеймсом, — оленей, оцелотов, змей, фламинго и других птиц.
Для себя Джеймс построил маленький домик и проводил большую часть своего времени в Лас-Посас, сочиняя стихи и любуясь животными и растениями. В 1962 году произошло несчастье — область накрыли совершенно нетипичные для этого региона заморозки со снегом, и орхидеи погибли. Местные жители говорили, что «белый пепел все сжег». Тогда Джеймс решил создать нечто неподвластное капризам природы, так родилась идея сада из скульптур.
В работе над проектом приняли участие более 150 садовников, каменщиков и плотников. На протяжении 22 лет строительства парк был открыт как для местного сообщества, так и для художников со всего мира, которые приезжали сюда по приглашению Джеймса. Близкая подруга эксцентричного мецената, английская художница Леонора Каррингтон, часто посещала Лас-Посас в поисках вдохновения, а в один из своих визитов даже украсила фреской стену одного из жилых строений парка. Сохранилось письмо Дали к Пикассо, в котором каталонец пишет, что Джеймс — сюрреалист до мозга костей, и приглашает Пабло посетить Лас-Посас — место, где идеи движения нашли физическое воплощение.
Строительство парка обошлось более чем в 5 миллионов долларов, поэтому для завершения работ Джеймсу пришлось частично распродать свою коллекцию живописи. В итоге на девяти гектарах сада разместились строения и скульптуры, а еще 27 гектаров отданы под ландшафтный парк. Среди зданий особо выделяются кинотеатр, где по замыслу Джеймса должны были проходить кинопоказы для жителей из окрестных деревень, площадь Дона Эдуардо с фонтаном в форме экзотического цветка и Бамбуковый дворец, который Джеймс называл «башней надежды».
Смерть Эдварда Джеймса в 1984 году положила конец строительным работам. И хотя англичанин не успел довести до ума многие строения и скульптуры, ему все же удалось воплотить в жизнь мечту создания собственного Эдема. «Я видел в жизни такую красоту, которую не многим довелось повидать», — писал он в дневнике, находясь в Лас-Посас.
Непотерянный рай!
Эдвард Джеймс не оставил после себя наследников, и первое время после его смерти сад был заброшен. Однако в 1991 году Лас-Посас открыли для публики, а в 2007-м его выкупил специализирующийся на охране природных парков фонд Педро и Елены Эрнандес, который и взял на себя обязательство сохранить скульптуры и экосистему парка для будущих поколений.
В 2012 году Национальный институт изящных искусств в Мексике присвоил парку статус художественного памятника. Сейчас сад привлекает более 80 000 туристов в год. Для них Лас-Посас — место художественного паломничества и источник вдохновения.
Парк открыт каждый день с 9 утра до 18 часов вечера. Меньше всего народу здесь с понедельника по среду, наименее популярные у туристов месяцы — январь, февраль, сентябрь и октябрь, хотя вряд ли кому-то будет тесно на столь обширной территории и в другое время. Лас-Посас находится в зоне сельвы, климат здесь очень влажный, среднегодовая температура — +22 °C.
«Они воплотили в жизнь свои мечты, которые зачастую были ярче самой реальности», — сказал как-то Джеймс о сюрреалистах. То же самое можно сказать и о созданном им самим чудесном оазисе в мексиканских джунглях.
Текст для публикации взят из Интернета.
Комментарии к статье: «Скульптурный парк ЛАС-ПОСАС: Сюрреалистический сад в мексиканских джунглях»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!