Феликс Савар. Биографический очерк
Феликс Савар (фр. Félix Savart; 30 июня 1791, Мезьер — 16 марта 1841, Париж) — французский физик. Знаменит своими научными исследованиями, главным образом, в области акустики.
Феликс Савар был физиком, который известен, прежде всего, за закон Био-Савара для электромагнетизма, который он обнаружил вместе со своим коллегой Жаном-Батистом Био. Его основной интерес был сосредоточен на акустике и изучении вибрации. Особый интерес к скрипке привел его к созданию экспериментальной трапециевидной модели, которая до сих пор находится во Франции в коллекции Политехнического института. Он дал свое имя, единице измерения для музыкальных интервалов, а колесо Савара – устройство, которое он использовал при исследовании диапазона человеческого слуха.
Биографический очерк
Феликс Савар был сыном Жерара Савара, инженера в военной школе Меца. В военном госпитале в Меце, Савара изучал медицину, а затем продолжил учебу в университете Страсбурга, где он получил степень доктора медицины в 1816 году. Его брат Николя, инженер, который учился в Политехнической школе, также начал работать по физике вибрации.
Савар переехал в Париж, где он построил свою первую экспериментальную скрипку в 1817 году. В своей ранней работе Савар дал первое объяснение функциям некоторых частей скрипки. Два года спустя он выступил с докладом по физике скрипки в Парижской академии наук.
Жан-Батист Био был впечатлен работой Савара и нашел ему место преподавателя физики в Париже.
Савар стал членом Парижской академии в 1827 году. В следующем году он был назначен профессором экспериментальной физики в Коллеж де Франс, где он преподавал акустику. 30 мая 1839 года он был избран иностранным членом Королевского общества.
Научные достижения
В 1820 году, Савара и Био начали измерения магнитных полей, создаваемых током. Савар стал профессором в Коллеж де Франс в 1836 году и совместно Био создализакон Био-Савара. Савар также продолжил свои исследования колебаний, основываясь на экспериментах Хладни с вибрирующими пластинами. Он разработал методы для изучения колебаний воздуха, мембран, твердых веществ, а также различных других материалов.
Савар исследовал, процесс того, как колебания передавались от струн к корпусу скрипки. Он использовал технику песка картин Хладни, чтобы наблюдать полученные узловые линии, возникающие при колебаниях струн. В попытке улучшить тон, он построил трапецеидальную форму скрипки с прямоугольными отверстиями. Когда на инструменте сыграли перед комитетом, который включал Жана-Батиста Био, композитора Керубини, и других членов Академии наук и Академии искусств, тон скрипки был оценен как предельно ясный, но несколько приглушенный. Скрипичный мастер Жан-Батист Вильом работал в тесном сотрудничестве с Саваром для того, чтобы улучшить производительность своих инструментов.
В течение двадцати лет, Савар проводил многочисленные эксперименты в области акустики и вибрации.
Феликс Савар обобщил свою работу по скрипке, чтобы проанализировать колебания связанных систем. Он также значительно расширил наблюдения Хладни благодаря различным пластинам: добавил краситель в песок, экспериментировал с узловыми узорами для медных пластин в форме круга, эллипса и многоугольника.
Савар также изучал звуки животных и человека. Он определил нижние частоты пределов слуха, с помощью зубчатого колеса, которое производило звук на определенных частотах с использованием вращающихся дисков. Савар был высоко оценен как экспериментатор, и его результаты были актуальны для современных анализов упругости, сделанных Пуассоном, Коши и Ламе.
Умер Феликс Савар в Париже 16 марта 1841 года.
Автор: Екатерина Владимировна Мосина, эксперт по предмету «Физика»
Источник:
Комментарии к статье: «Феликс Савар. Биографический очерк»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!