Метрополитены стран мира их линии, станции и протяженность (таблица, список)
Метро или метрополитен (согласно определению UITP) – это в основном пассажирская транспортная система расположенная внутри города, имеющая свои ж/д пути, полностью автономная от автомобильного и пешеходного трафика (непересекается с ними), чаще находится под землей, либо может быть на поверхности или эстакадах.
На карте ниже показаны страны мира где есть метрополитен (зеленое - есть метро, желтое - строится)
Список метрополитенов стран мира таблица
Таблица содержит список действующих метрополитенов стран мира по данным Международного союза общественного транспорта, в каких городах расположены, число линий, их протяженность, количество станций и пассажирооборот в год.
На январь 2020 года в 59 странах мира работает 201 система метрополитена в 187 городах. Самый первый метрополитен открыт в Лондоне в 1863г., и только в 1890 году стал электрическим. Самое длинное и загруженное метро находится в Пекине. Самым большим по количеству станций является метрополитен Нью-Йорка.
Страны мира | Город метрополитена | Год открытия | Линии метро | Протяженность, км | Станции | Пассажирооборот в год, млн.чел |
Австралия | Сидней | 2019г. | 1 | 36 | 13 | — |
Австрия | Вена | 1976г. | 5 | 83,3 | 109 | 440.1 |
Азербайджан | Баку | 1967г. | 3 | 36,7 | 25 | 228.8 |
Алжир | Алжир | 2011г. | 1 | 18,2 | 19 | 28 |
Аргентина | Буэнос-Айрес | 1913г. | 6 | 56,7 | 90 | 317.7 |
Армения | Ереван | 1981г. | 1 | 13,4 | 10 | 16 |
Белоруссия | Минск | 1984г. | 2 | 37,3 | 29 | 284.1 |
Бельгия | Брюссель | 1976г. | 4 | 39,9 | 59 | 151.6 |
Болгария | София | 1998г. | 3 | 48 | 43 | 87.9 |
Бразилия | Сан-Паулу | 1974г. | 6 | 101,1 | 92 | 1295.4 |
Рио-де-Жанейро | 1979г. | 3 | 58 | 41 | 244.7 | |
Порту-Алегри | 1985г. | 1 | 43,4 | 22 | 55.1 | |
Ресифи | 1985г. | 3 | 39,4 | 31 | 104.2 | |
Белу-Оризонти | 1986г. | 1 | 28,1 | 19 | 58.8 | |
Бразилиа | 2001г. | 2 | 42,4 | 24 | 36.6 | |
Форталеза | 2012г. | 2 | 43 | 28 | — | |
Салвадор | 2014г. | 2 | 32,5 | 20 | 42 | |
Великобритания | Лондон (метрополитен) | 1863г. | 11 | 402 | 270 | 1378 |
Лондон (легкое метро) | 1987г. | 7 | 34 | 45 | 122.3 | |
Глазго | 1896г. | 1 | 10,4 | 15 | 13 | |
Ньюкасл-апон-Тайн, Сандерленд | 1980г. | 2 | 77,5 | 60 | 37.7 | |
Венгрия | Будапешт | 1896г. | 4 | 38,3 | 52 | 412 |
Венесуэла | Валенсия | 2006г. | 1 | 7,94 | 9 | 23,7 |
Каракас | 1983г. | 4 | 54,1 | 49 | 358 | |
Каракас (Лос-Текесский метрополитен) | 2006г. | 2 | 10,2 | 5 | — | |
Маракайбо | 2006г. | 1 | 6,5 | 6 | 15 | |
Германия | Берлин | 1902г. | 10 | 151,7 | 173 | 563 |
Гамбург | 1912г. | 4 | 106,1 | 92 | 242.5 | |
Франкфурт-на-Майне | 1968г. | 9 | 64,9 | 86 | 117.3 | |
Мюнхен | 1971г. | 8 | 103,1 | 100 | 410 | |
Нюрнберг | 1972г. | 3 | 37,1 | 48 | 128.9 | |
Греция | Афины | 1904г. | 3 | 84,7 | 61 | 264.4 |
Грузия | Тбилиси | 1966г. | 2 | 27,3 | 23 | 138.8 |
Дания | Копенгаген | 2002г. | 3 | 35,9 | 37 | 60.9 |
Доминиканская Республика | Санто-Доминго | 2009г. | 2 | 28,4 | 34 | 67.5 |
Египет | Каир | 1987г. | 3 | 81,9 | 68 | 1314 |
Индия | Калькутта | 1984г. | 1 | 27,2 | 24 | 197.4 |
Дели | 2002г. | 10 | 347,7 | 253 | 926.1 | |
Бангалор | 2011г. | 2 | 42,3 | 41 | 122.9 | |
Гургаон | 2013г. | 1 | 11,7 | 11 | 2.3 | |
Мумбаи | 2014г. | 1 | 11,4 | 12 | — | |
Джайпур | 2015г. | 1 | 9,6 | 9 | 7 | |
Ченнаи | 2015г. | 2 | 45,7 | 34 | 20 | |
Кочин | 2017г. | 1 | 23,8 | 21 | — | |
Лакхнау | 2017г. | 1 | 23,7 | 22 | — | |
Хайдарабад | 2017г. | 2 | 58 | 50 | 73 | |
Ноида | 2019г. | 1 | 29,7 | 21 | — | |
Ахмадабад, Гандинагар | 2019г. | 1 | 6,5 | 6 | — | |
Нагпур | 2019г. | 2 | 24,5 | 16 | — | |
Индонезия | Джакарта | 2019г. | 1 | 15,7 | 13 | — |
Иран | Тегеран | 1999г. | 6 | 187 | 114 | 717 |
Мешхед | 2011г. | 1 | 37,5 | 35 | 43.3 | |
Шираз | 2014г. | 1 | 22,5 | 19 | 8 | |
Тебриз | 2015г. | 1 | 9,3 | 10 | — | |
Исфахан | 2015г. | 1 | 20,2 | 20 | — | |
Испания | Мадрид | 1919г. | 13 | 293 | 302 | 626.4 |
Барселона | 1924г. | 12 | 151 | 187 | 452.4 | |
Валенсия | 1988г. | 9 | 146,4 | 137 | 62.6 | |
Бильбао | 1995г. | 2 | 49,2 | 48 | 87.1 | |
Пальма | 2007г. | 1 | 15,6 | 16 | 1.2 | |
Севилья | 2009г. | 1 | 18 | 22 | 16 | |
Италия | Рим | 1955г. | 3 | 60 | 73 | 279 |
Милан | 1964г. | 4 | 101 | 113 | 468.3 | |
Генуя | 1990г. | 1 | 7,1 | 8 | 11 | |
Неаполь | 1993г. | 2 | 20,2 | 22 | 38.1 | |
Катания | 1999г. | 1 | 8,8 | 11 | 3.5 | |
Турин | 2006г. | 1 | 13,2 | 21 | 41.1 | |
Брешиа | 2013г. | 1 | 13,7 | 17 | 17.5 | |
Казахстан | Алма-Ата | 2011г. | 1 | 11,3 | 9 | 14 |
Канада | Торонто | 1954г. | 4 | 76,9 | 80 | 304.1 |
Монреаль | 1966г. | 4 | 69,2 | 73 | 367.5 | |
Ванкувер | 1985г. | 3 | 79,6 | 57 | 151.4 | |
Катар | Доха | 2019г. | 3 | 76 | 39 | — |
Китай | Пекин | 1969г. | 24 | 597,2 | 398 | 3777.9 |
Гонконг | 1979г. | 11 | 222,2 | 104 | 1767.1 | |
Тяньцзинь | 1984г. | 6 | 236 | 159 | 351.6 | |
Шанхай | 1995г. | 16 | 676 | 413 | 3537.6 | |
Гуанчжоу | 1997г. | 14 | 514,8 | 271 | 2802.6 | |
Далянь | 2003г. | 4 | 153,5 | 69 | 157.2 | |
Шэньчжэнь | 2004г. | 8 | 303,4 | 215 | 1654.4 | |
Ухань | 2004г. | 10 | 339 | 228 | 926.8 | |
Нанкин | 2005г. | 10 | 377 | 159 | 977.4 | |
Чунцин | 2005г. | 8 | 326,9 | 189 | 743.1 | |
Шэньян | 2010г. | 3 | 88,7 | 70 | 319.1 | |
Чэнду | 2010г. | 7 | 302,7 | 216 | 782.1 | |
Фошань | 2010г. | 1 | 39,6 | 25 | — | |
Чанчунь | 2011г. | 4 | 68,8 | 59 | 51.1 | |
Сиань | 2011г. | 5 | 161,6 | 107 | 605.3 | |
Куньмин | 2012г. | 4 | 87,2 | 59 | 124.8 | |
Сучжоу | 2012г. | 4 | 166,2 | 134 | 248.2 | |
Ханчжоу | 2012г. | 4 | 135,4 | 96 | 339.9 | |
Харбин | 2013г. | 2 | 31,5 | 27 | 113.3 | |
Чжэнчжоу | 2013г. | 5 | 151,8 | 98 | 252.3 | |
Чанша | 2014г. | 3 | 83,6 | 68 | 233.4 | |
Нинбо | 2014г. | 4 | 96,9 | 69 | 112.3 | |
Уси | 2014г. | 2 | 61,2 | 48 | 92.3 | |
Наньчан | 2015г. | 2 | 60,2 | 52 | 109.8 | |
Циндао | 2015г. | 2 | 169,4 | 82 | 65.7 | |
Дунгуань | 2016г. | 1 | 37,7 | 15 | 38.7 | |
Фучжоу | 2016г. | 2 | 55,5 | 43 | 49.3 | |
Хэфэй | 2016г. | 3 | 89,6 | 80 | 42.7 | |
Наньнин | 2016г. | 3 | 81 | 65 | 91.1 | |
Гуйян | 2017г. | 1 | 33,1 | 24 | — | |
Шицзячжуан | 2017г. | 2 | 46,1 | 36 | 40.4 | |
Сямынь | 2017г. | 2 | 71,9 | 53 | — | |
Урумчи | 2018г. | 1 | 27,6 | 21 | — | |
Вэньчжоу | 2019г. | 1 | 53,5 | 18 | — | |
Цзинань | 2019г. | 2 | 47,7 | 23 | — | |
Ланьчжоу | 2019г. | 1 | 26,8 | 20 | — | |
Чанчжоу | 2019г. | 1 | 34,2 | 29 | — | |
Сюйчжоу | 2019г. | 1 | 22 | 18 | — | |
Макао | 2019г. | 1 | 9,3 | 11 | — | |
Хух-Хото | 2019г. | 1 | 21,7 | 20 | — | |
Китайская Республика | Тайбэй | 1996г. | 6 | 152,9 | 131 | 746.1 |
Гаосюн | 2008г. | 2 | 42,7 | 38 | 63.8 | |
Таоюань | 2017г. | 1 | 53,1 | 22 | ? | |
КНДР | Пхеньян | 1973г. | 2 | 22,5 | 16 | 36 |
Колумбия | Медельин | 1995г. | 2 | 31,3 | 27 | 208.1 |
Малайзия | Куала-Лумпур | 1996г. | 5 | 142,5 | 104 | 182 |
Мексика | Мехико | 1969г. | 12 | 226,5 | 195 | 1605 |
Монтеррей | 1991г. | 2 | 32 | 32 | 177.6 | |
Нидерланды | Роттердам | 1968г. | 5 | 100,6 | 70 | 93 |
Амстердам | 1977г. | 5 | 42,7 | 39 | 71 | |
Норвегия | Осло | 1966г. | 5 | 85 | 101 | 118 |
ОАЭ | Дубай | 2009г. | 2 | 74,6 | 47 | 200.1 |
Панама | Панама | 2014г. | 2 | 35,7 | 30 | 81.5 |
Перу | Лима, Кальяо | 2001г. | 1 | 34,6 | 26 | 107.2 |
Польша | Варшава | 1995г. | 2 | 35,8 | 34 | 187.3 |
Португалия | Лиссабон | 1959г. | 4 | 44,2 | 56 | 161.5 |
Пуэрто-Рико | Сан-Хуан | 2004г. | 1 | 17,2 | 16 | 4.8 |
Республика Корея | Сеул (метрополитен) | 1974г. | 9 | 343 | 317 | 2856.5 |
Сеул (Линия Korail) | 1994г. | 5 | 133 | 81 | 415.6 | |
Сеул (Линия Син Пундан) | 2011г. | 1 | 31,3 | 12 | 95.7 | |
Сеул (Линия Кимпхо) | 2019г. | 1 | 23,7 | 10 | — | |
Пусан | 1985г. | 5 | 139,9 | 135 | 358 | |
Тэгу | 1997г. | 3 | 83,7 | 91 | 163 | |
Инчхон | 1999г. | 2 | 58,6 | 56 | 109 | |
Кванджу | 2004г. | 1 | 20,1 | 20 | 19 | |
Тэджон | 2006г. | 1 | 22,7 | 22 | 39 | |
Россия | Москва | 1935г. | 15 | 408,1 | 275 | 2560.4 |
Санкт-Петербург | 1955г. | 5 | 124,8 | 72 | 726.5 | |
Нижний Новгород | 1985г. | 2 | 21,6 | 15 | 27.6 | |
Новосибирск | 1985г. | 2 | 16 | 13 | 80.3 | |
Самара | 1987г. | 1 | 11,6 | 10 | 14.1 | |
Екатеринбург | 1991г. | 1 | 12,7 | 9 | 49.3 | |
Казань | 2005г. | 1 | 16,8 | 11 | 72.2 | |
Румыния | Бухарест | 1979г. | 4 | 71,4 | 53 | 179.1 |
Саудовская Аравия | Мекка | 2010г. | 1 | 18,1 | 9 | 4 |
Сингапур | Сингапур | 1987г. | 6 | 202,8 | 122 | 1139.5 |
США | Чикаго | 1892г. | 8 | 165,4 | 145 | 230.2 |
Бостон | 1897г. | 3 | 61 | 62 | 167.2 | |
Нью-Йорк (метрополитен) | 1904г. | 27 | 394 | 472 | 1727.3 | |
Нью-Йорк (Линия PATH) | 1908г. | 4 | 22,2 | 13 | 93 | |
Нью-Йорк (Железная дорога Статен-Айленда) | 1925г. | 1 | 22,5 | 21 | 9 | |
Филадельфия (метрополитен) | 1907г. | 3 | 59,1 | 75 | 91.8 | |
Филадельфия (Высокоскоростная линия ПАТКО) | 1936г. | 1 | 22,9 | 13 | 11 | |
Кливленд | 1955г. | 1 | 31 | 18 | 6 | |
Сан-Франциско | 1972г. | 5 | 174,8 | 45 | 129.3 | |
Вашингтон | 1976г. | 6 | 188 | 91 | 229.6 | |
Атланта | 1979г. | 4 | 76,6 | 38 | 67.4 | |
Балтимор | 1983г. | 1 | 24,9 | 14 | 11 | |
Майами | 1984г. | 2 | 40,1 | 23 | 20 | |
Лос-Анджелес | 1993г. | 2 | 28 | 16 | 44.9 | |
Таиланд | Бангкок (транзитная система) | 1999г. | 2 | 53,5 | 48 | 241.1 |
Бангкок (метрополитен) | 2004г. | 2 | 60,1 | 45 | 107.8 | |
Турция | Стамбул | 1989г. | 6 | 115,3 | 89 | 384.9 |
Анкара | 1996г. | 5 | 64,4 | 56 | 104.1 | |
Измир | 2000г. | 1 | 20,1 | 17 | 105 | |
Бурса | 2002г. | 2 | 38,9 | 38 | 91.3 | |
Адана | 2009г. | 1 | 13,9 | 13 | 14 | |
Узбекистан | Ташкент | 1977г. | 4 | 51,4 | 38 | 61.6 |
Украина | Киев | 1960г. | 3 | 67,5 | 52 | 498.5 |
Харьков | 1975г. | 3 | 38,1 | 30 | 231.1 | |
Днепр | 1995г. | 1 | 7,1 | 6 | 7.5 | |
Филиппины | Манила (метрополитен) | 1984г. | 2 | 33,4 | 31 | 243.6 |
Манила (транзитная система) | 1999г. | 1 | 16,9 | 13 | 158.8 | |
Финляндия | Хельсинки | 1982г. | 2 | 35 | 25 | 64.1 |
Франция | Париж | 1900г. | 16 | 214 | 383 | 1518.6 |
Марсель | 1977г. | 2 | 21,5 | 28 | 83.3 | |
Лион | 1978г. | 4 | 32,1 | 40 | 195.6 | |
Лилль | 1983г. | 2 | 45 | 60 | 107.5 | |
Тулуза | 1993г. | 2 | 28,2 | 37 | 107.4 | |
Рен | 2002г. | 1 | 9,4 | 15 | 33.3 | |
Чехия | Прага | 1974г. | 3 | 65,2 | 61 | 461.2 |
Чили | Сантьяго | 1975г. | 7 | 140 | 136 | 685.1 |
Швейцария | Лозанна | 1991г. | 1 | 5,9 | 14 | 29 |
Швеция | Стокгольм | 1950г. | 3 | 105,7 | 100 | 330 |
Япония | Токио (метрополитен) | 1927г. | 13 | 304,1 | 291 | 3713.6 |
Токио (монорельс) | 1964г. | 1 | 17,8 | 11 | 105.4 | |
Токио (Линия Юрикамомэ) | 1995г. | 1 | 14,7 | 16 | 38.7 | |
Токио (Линия Ринкай) | 1996г. | 1 | 12,2 | 8 | 90.7 | |
Осака | 1933г. | 8 | 129,9 | 123 | 870.4 | |
Нагоя | 1957г. | 6 | 93.3 | 100 | 479.4 | |
Саппоро | 1971г. | 3 | 48 | 49 | 229.2 | |
Иокогама (метрополитен) | 1972г. | 2 | 53,4 | 42 | 239.1 | |
Иокогама (Линия Минатомирай) | 2004г. | 1 | 4,1 | 6 | 76.4 | |
Кобе | 1977г. | 2 | 38,1 | 28 | 112.9 | |
Киото | 1981г. | 2 | 31,2 | 32 | 141.4 | |
Фукуока | 1981г. | 3 | 29,8 | 36 | 165.8 | |
Сендай | 1987г. | 2 | 28,7 | 30 | 88.4 | |
Хиросима | 1994г. | 1 | 18,4 | 22 | 24 |
Крупнейшие метрополитены мира по количеству станций метро
Самые крупные метрополитены мира по числу станций метро принадлежат таким городам, как Нью-Йорк (Нью-Йоркский метрополитен), Сеул (Сеульский метрополитен), Шанхай (Шанхайский метрополитен), Мадрид (Мадридский метрополитен), Париж (Парижский метрополитен), Токио (Токийский метрополитен), Лондон (Лондонский метрополитен), Пекин (Пекинский метрополитен), Кёльн (Кёльнский метрополитен) и Москва (Московский метрополитен).
Нью-Йоркский метрополитен
Нью-Йоркский метрополитен (англ. New York City Subway) — это крупнейшая система метрополитена в мире по количеству станций, седьмая в мире по годовому пассажиропотоку. Система появилась в 1868 году, когда в Нью-Йорке была открыта надземная (на металлических эстакадах) городская железнодорожная линия с канатной тягой, заменённая в 1871 году на паровую, а в 1890 году — на электрическую. Суммарная длина эксплуатируемых путей составляет 1370 км (из них для пассажирского движения используются 1070 км). Официальное количество станций — 472 (или 424, если каждый пересадочный узел считать за одну станцию). Метро охватывает 4 из 5 районов (боро) (в Статен-Айленде действует железнодорожная линия с похожими поездами). Эксплуатирует метро, как и другой городской и пригородный транспорт Нью-Йорка, компания MTA. Дополнительно город обслуживается системой PATH, соединяющей Манхэттен (центр Нью-Йорка) с городами Хобокен, Джерси-Сити и Ньюарк в штате Нью-Джерси.
Как в большинстве других городов США и в отличие от метро Вашингтона, систему традиционно называют сабвей (англ. subway — подземная дорога), несмотря на то что в названии компании есть слово metropolitan и что около 40 % путей являются наземными или надземными. Все они полностью обособлены от уличного движения и других видов транспорта, большинство пересечений между путями сделаны разноуровневыми.
Особенностью Нью-Йоркского метрополитена является организация движения поездов по маршрутам, каждый из которых проходит по одной или нескольким линиям. Число маршрутов составляет 28; большинство их делятся на экспресс-маршруты (останавливающиеся только на некоторых станциях) и локальные (со всеми остановками); для такого разделения маршрутов линия имеет 3 или 4 пути; кроме того, имеется несколько коротких маршрутов-челноков и одна пара маршрутов, действующих по принципу «скип-стоп». Система работает круглосуточно (закрываются на ночь только две станции, каждая из которых входит в свой пересадочный узел), маршруты меняются в зависимости от дня недели и времени суток.
Сеульский метрополитен
Сеульский метрополитен (кор. 서울지하철 Соуль чихачхоль или кор. 서울도시철도 Соуль тоси чхольто) — это система метрополитена в Сеуле, столице Республики Корея, 4-й метрополитен в мире по годовому пассажиропотоку. Был открыт 15 августа 1974 года.
В настоящее время Сеульский метрополитен состоит из 316 станций на 9 линиях длиной 340,6 км. Владельцем системы является правительство Сеула, управляется она двумя компаниями: Seoul Metro подконтрольны линии 1-8, а Seoul Metro Line 9 Corporation или просто Metro9 управляет линией 9 с 38 станциями. На всех станциях установлены платформенные раздвижные двери.
Сеульский метрополитен, входит в единую систему внеуличного транспорта Сеульского столичного региона вместе с Инчхонским метрополитеном и линиями метро под управлением Korail и других компаний.
Шанхайский метрополитен
Шанхайский метрополитен (кит. упр. 上海地铁, пиньинь Shànghǎi Dìtiě, палл. Шанхай дите) — это скоростная внеуличная система рельсового транспорта, связывающая город Шанхай с провинцией Цзянсу. Является первым в мире по протяжённости (743 км). Ежедневный пассажиропоток шанхайского метрополитена составляет около 7 млн человек.
Шанхай — третий город в континентальном Китае после Пекина и Тяньцзиня, где появилось метро, которое открылось в 1993 году. Одна из самых молодых в мире, данная система метро является наиболее быстро развивающейся, уже насчитывая 19 действующих линий (без учёта маглева) и ещё 4 строящихся, включая продолжения действующих. К концу 2020 года планируется достижение протяжённости в 743 км линий с 457 станциями. Фактически, эти показатели были достигнуты в январе 2021, с открытием новой линии Шанхайского метро.
Мадридский метрополитен
Мадридский метрополитен (исп. Metro de Madrid) — это система линий метрополитена и лёгкого метро в столице Испании Мадриде и нескольких городах-спутниках (Арганда-дель-Рей, Хетафе, Алькоркон, Леганес, Мостолес).
Открыт Мадридский метрополитен 17 октября 1919 года. В 2003—2007 годах принадлежал к числу наиболее быстро развивающихся в мире, сейчас занимает 13-е место по протяжённости в мире и 3-е в Европе (после лондонского и московского).
На 2015 год имеется 320,8 км путей (92 % под землёй), 13 подземных линий и 3 современных линии трамвая (который испанцы причисляют к лёгкому метро), 326 станций (289 — метрополитена и 37 — трамвая, из них 8 подземных) и 1594 единиц подвижного состава (в том числе 1059 моторных вагонов).
Мадридский метрополитен — первый в мире, имеющий две кольцевые линии и единственный в мире, в котором они не вложены одна в другую. На некоторых станциях мадридского метро установлены платформенные раздвижные двери.
Парижский метрополитен
Парижский метрополитен (фр. Métro de Paris, сокращение от первоначального названия «столичная железная дорога» фр. chemin de fer métropolitain; слова «метрополитен» и «метро» получили всемирное распространение именно благодаря парижскому метро) — это система скоростного подземного общественного транспорта Парижа. Вход в метро обозначен большой буквой «М». Сеть метро охватывает весь Париж и его ближайшие пригороды. Метро проложено сравнительно неглубоко, глубже располагается сеть пригородных электричек RER, насквозь пересекающая французскую столицу несколькими линиями (А, B, C, D, E) под землёй.
Парижский метрополитен расположен в основном под землёй и имеет длину 224 километра. Имеется 308 станций, из которых 64 имеют переходы между линиями. Имеется 16 линий, пронумерованных от 1 до 14 с двумя линиями, которые названы 3bis и 7bis, потому что они начинались как ветви линий 3 и 7; позже они официально стали отдельными линиями, но нумерация осталась прежней. Линии обозначены на картах номером и цветом, а направление движения обозначено конечной точкой.
Парижский метрополитен это вторая по загруженности система метро в Европе после Московского метрополитена, а также десятая по загруженности в мире. В 2015 году было перевезено 1,520 миллиарда пассажиров[6], 4,16 миллиона пассажиров в день, что составляет 20 % от общего объёма пассажироперевозок в Париже. Эта одна из самых плотных систем метро в мире, с 246 станциями в пределах 86,9 км2 от города Парижа. Шатле — Ле-Аль, с пятью линиями метро, тремя пригородными поездами RER и платформами длиной до 800 м является одной из крупнейших станций метро в мире. Между тем, метро плохо приспособлено для маломобильных граждан, так как большинство станций было построено ещё до того, как этому вопросу стали уделять внимание.
Первая линия Парижского метро построена ко Всемирной выставке 1900 года — её официальное открытие состоялось парой месяцев позже. Затем и вплоть до второй мировой войны сеть метро быстро развивалась в пределах центрального Парижа — к 1920-м годам было готово ядро системы, в 1930-х — построены продолжения в пригороды. В послевоенное время обновился подвижной состав сети, что позволило увеличить пассажиропоток, но дальнейшие улучшения были ограничены конструкцией сети и, в частности, малыми расстояниями между станциями. Помимо метро, центр Парижа и его городские районы обслуживаются RER, разрабатывавшийся начиная с 1960-х годов. В конце 1990-х годов была построена автоматизированная линия 14 для разгрузки линии A (RER).
Токийский метрополитен
Токийский метрополитен (яп. 東京の地下鉄, とうきょうのちかてつ, То:кё: но Тикатэцу; также просто 東京地下鉄) — это система скоростного внеуличного транспорта Токио, состоящая из линий двух крупных операторов: Tokyo Metro под управлением частной компанией Tokyo Metro Co., Ltd. (яп. 東京地下鉄株式会社 То:кё: Тикатэцу Кабусики-гайся) и Toei Subway (Toei) под управлением Токийского столичного транспортного управления (яп. 東京都交通局 то:кё: то ко:цу: кёку). Перевёз за 2018 год: Tokyo Metro — 7,579 миллиарда пассажиров; Toei Subway (Toei) — 3,207 миллиарда пассажиров, вместе являясь таким образом 2-м в мире метрополитеном по годовому пассажиропотоку.
На всех станциях Токийского метро установлено тактильное покрытие.
Ключевые станции метро соединены с массой других систем общественного транспорта: поездами, монорельсами, Синкансэном и прочими. Самая используемая станция метрополитена — Синдзюку — пропускает примерно 2 миллиона пассажиров в день, являясь самой «занятой» и второй по размеру станцией в мире после станции Нагоя.
Сеть токийского метрополитена насчитывает 286 станций. Так как в Токио находится самая обширная в мире городская железнодорожная сеть (по состоянию на май 2014 года в Токио расположено 158 линий, 48 операторов, 4714,5 км эксплуатационных железнодорожных путей и 2210 станций) Токийское метро составляет лишь небольшую долю скоростных железнодорожных перевозок в Токио — только 286 из 2210 железнодорожных станций. Токийское метро перевозит ежедневно 8,7 миллиона пассажиров (14,6 миллиарда в год), что составляет только 22 % от 40 миллионов пассажиров, ежедневно пользующихся железнодорожной системой Токио (см. Транспорт в Большом Токио.
В вагонах Токийского метрополитена установлены сиденья с подогревом. Остановки объявляются на японском и английском языках, реже — на китайском. В Токийском метро существует специальная должность по заталкиванию пассажиров в переполненные вагоны — осия.
Лондонский метрополитен
Лондонский метрополитен (англ. London Underground) — это система линий метрополитена в Лондоне (Великобритания). Лондонский метрополитен — один из крупнейших в мире, его сеть состоит из 12 линий общей протяжённостью около 402 км, из которых 45 % проходит под землёй. По суммарной длине линий метрополитен занимает пятое место в мире после сеульского, пекинского, шанхайского и московского. Лондонское метро насчитывает 270 станций.
Пассажиропоток в лондонском метрополитене в 2011 году составил 1171 миллион человек, в среднем более 3 миллионов пассажиров в день. По годовому пассажиропотоку метрополитен Лондона занимает одиннадцатое место в мире и третье в Европе после московского и парижского. Сеть лондонского метро обслуживает бо́льшую часть Большого Лондона, а также частично графства Бакингемшир, Хартфордшир и Эссекс.
Лондонский метрополитен — старейший в мире. Его первая линия, построенная компанией «Метропо́литен рэйлуэй» (англ. Metropolitan Railway), открылась в 1863 году. Она связывала два крупных железнодорожных вокзала с Сити. После начала в 1896 году в Будапеште пассажироперевозок по первой в мире электрифицированной подземке лондонская «Метрополитен» в 1897 году установила контактный рельс на тестовом участке в Уэмбли-парк, в 1898 заключила соглашение с «Дистрикт» о совместной электрификации отрезка между High Street Kensington и Earls Court, и в мае 1900 года Лондонский метрополитен стал второй в Европе железнодорожной системой, где начали эксплуатироваться поезда на электротяге. В годы Второй мировой войны станции подземки служили убежищем десяткам тысяч мирных жителей во время бомбёжек. 18 ноября 1987 года на одной из станций вспыхнул сильный пожар, унёсший жизни 31 человека. 7 июля 2005 года лондонский метрополитен стал мишенью тройного теракта, в результате которого погибли 52 человека, не считая террористов.
Раньше линии лондонского метрополитена строились разными частными компаниями. В 1933 году после создания Департамента лондонского пассажирского транспорта (London Passenger Transport Board) они стали частью единой транспортной системы. В 1985 году правительство Великобритании создало общество с ограниченной ответственностью London Underground (London Underground Limited), и метрополитен стал самостоятельной организацией. С 2003 года «London Underground Limited» (LUL) является собственной дочерней компанией корпорации «Transport for London» (TfL), которая отвечает практически за весь общественный транспорт Большого Лондона.
Лондонцы называют метрополитен в своём городе «The Tube» («тьюб» — труба), по форме тоннелей глубокого заложения. Лондонская подземка является одним из символов Лондона. На карте лондонского метро также представлены Доклендское лёгкое метро и Лондонская надземка, которые не являются частью сети Лондонского метро.
Пекинский метрополитен
Пекинский метрополитен (кит. упр. 北京地铁, пиньинь Běijīng Dìtiě) — это система внеуличного скоростного рельсового транспорта в Пекине, столице Китая, первая в стране. Первая линия длиной 21 км с 16 станциями открылась 1 октября 1969 года.
Сегодня Пекинский метрополитен насчитывает 428 станций на 27 линиях общей протяжённостью 727 км и занимает первое место среди метрополитенов в мире по длине линий и по годовому пассажиропотоку, который составляет 3,85 млрд человек.
Кёльнский метрополитен
Кёльнский метрополитен — это так называемый кёльнский скоростной трамвай (нем. Stadtbahn Köln), система линий легкорельсового транспорта — скоростного трамвая-метротрама в городе Кёльн. Оператором системы является компания Kölner Verkehrs-Betriebe AG (KVB); линии 16 и 18 — совместно с Боннским транспортным предприятием Stadtwerke Bonn Verkehrs GmbH.
Вместе с другими видами общественного транспорта система Кёльнского метро является составной частью транспортного объединения «Рейн-Зиг».
Московский метрополитен
Московский метрополитен (также московское метро) — это рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный транспорт на электрической тяге, находящийся в Москве и частично в Московской области, первый и крупнейший метрополитен на постсоветском пространстве.
Московское метро — шестое в мире по интенсивности использования после метро Пекина, Токио, Шанхая, Сеула и Гуанчжоу; четвёртое в мире и первое в России и Европе по длине эксплуатируемых линий. Метрополитен эксплуатирует ГУП «Московский метрополитен» (государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина»).
Первая линия — Сокольническая — открылась 15 мая 1935 года; в момент запуска насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую». На 2022 год метро состоит из 14 линий (при этом у последней на текущий момент Некрасовской линии официальный номер 15) длиной 438,6 км в двухпутном исчислении без учёта монорельса и МЦК с 250 станциями, из которых 2 — «Варшавская» и «Каширская» — реконструируются; более 40 станций являются памятниками культурного наследия.
К 2027 году по планам правительства Москвы должны быть построены ещё 25 станций и 58 километров линий Московского метро.
Комментарии к статье: «Метрополитены стран мира их линии, станции и протяженность (таблица, список)»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!