Метрополитены России / Список городов России, в которых есть метро
В этом списке представлены семь действующих метрополитенов России.
Метрополитен (сокращенное название - метро) - это городская внеуличная железная дорога, имеющая собственный габарит, инженерно отделенная от любого другого транспорта и пешеходного движения, и предназначенная для пассажирского движения.
Метрополитен может быть подземным (в тоннелях), наземным (на поверхности земли) и надземным (на эстакадах).
Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении).
Список городов России, в которых есть метро возглавляет Московский метрополитен, начатый свое строительство в 1931-м и открытый в 1935 году.
Вторым стал Ленинградский метрополитен, начатый строительством в 1941-м и открытый только в 1955 году из-за войны и блокады.
Последующие метрополитены (Нижегородский, Новосибирский, Самарский и Екатеринбургский) были открыты только в 1985—1991 гг.
Казанский метрополитен, был открыт в 2005 году.
Список городов России, в которых есть метро:
На сегодняшний день, в 7 городах России есть метро. Кроме этого стоит отметить, что в Волгограде есть скоростной трамвай, имеющий 3 подземные станции, что роднит его с метрополитеном.
Города, в которых действует метро:
- Москва,
- Санкт-Петербург,
- Екатеринбург,
- Новосибирск,
- Казань,
- Нижний Новгород,
- Самара.
Метрополитен | Длина сети, км | Линии | Станции | Пассажиропоток, млн. человек |
Московский | 414,7 | 15 | 241 | 2560,7 |
Санкт-Петербургский | 124,8 | 5 | 72 | 762,5 |
Нижегородский | 21,82 | 2 | 15 | 30,41 |
Новосибирский | 15,9 | 2 | 13 | 84,5 |
Самарский | 12,6 | 1 | 10 | 13,124 |
Екатеринбургский | 12,7 | 1 | 9 | 46,3 |
Казанский | 16,8 | 1 | 11 | 30,466 |
Московский метрополитен
Московский метрополитен (также московское метро) — это рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный транспорт на электрической тяге, находящийся в Москве и частично в Московской области, первый и крупнейший метрополитен на постсоветском пространстве. Московское метро — шестое в мире по интенсивности использования после метро Пекина, Токио, Шанхая, Сеула и Гуанчжоу; четвёртое в мире и первое в России и Европе по длине эксплуатируемых линий. Метрополитен эксплуатирует ГУП «Московский метрополитен» (государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина»).
Первая линия Московского метро — Сокольническая — открылась 15 мая 1935 года; в момент запуска насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую». На 2022 год метро состоит из 14 линий (при этом у последней на текущий момент Некрасовской линии официальный номер 15) длиной 438,6 км в двухпутном исчислении без учёта монорельса и МЦК с 250 станциями, из которых 2 — «Варшавская» и «Каширская» — реконструируются; более 40 станций являются памятниками культурного наследия.
К 2027 году по планам правительства Москвы должны быть построены ещё 25 станций и 58 километров линий.
Санкт-Петербургский метрополитен
Санкт-Петербургский метрополитен (до июля 1992 года — Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина) — это скоростная внеуличная транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Открыт 15 ноября 1955 года — второй по старшинству и величине метрополитен на постсоветском пространстве после московского.
Состоит из 5 линий, эксплуатационная длина которых составляет 124,8 км. На них расположено 72 станции. Имеется 7 пересадочных узлов — 6 двухстанционных и один трёхстанционный[5]. 12 станций имеют пересадку на объекты железнодорожной инфраструктуры (вокзалы, станции и платформы). В систему входят 83 вестибюля, 301 эскалатор, 30 траволаторов и более 700 турникетов. Имеется 5 эксплуатационных и 2 ремонтных депо. В метрополитене действует линейная система движения поездов.
В 2018 году система перевезла 743 млн пассажиров, что ставит её по уровню загруженности на 25-е место в мире и 4-е в Европе (после метрополитенов Москвы, Парижа и Лондона). По длине эксплуатируемых линий занимает 40-е место в мире и 8-е в Европе (после метрополитенов Москвы, Лондона, Мадрида, Парижа, Берлина, Валенсии и Барселоны).
Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Многие станции имеют оригинальное архитектурно-художественное оформление, 8 станций признаны объектами культурного наследия России. Отличительной особенностью Петербургского метрополитена от городов метрополитенов всех других стран мира является наличие станций закрытого типа (без боковых частей платформ).
Нижегородский метрополитен
Нижегородский метрополитен (до 1990 года — Горьковский метрополитен) — это внеуличная пассажирская транспортная система Нижнего Новгорода. Хронологически третий метрополитен в России, первый в Приволжском федеральном округе, десятый в СССР. Первый пусковой участок Горьковского метрополитена, от станции «Московская» до «Пролетарской», был открыт 20 ноября 1985 года.
Среднесуточный пассажиропоток составляет 115,0 тыс. человек. По числу станций Нижегородский метрополитен занимает 3-е место в России после метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга.
По длине эксплуатируемых линий занимает 139-е место в мире и 56-е место среди метрополитенов Европы.
Нижегородский метрополитен состоит из двух линий — Автозаводской и Сормовско-Мещерской. На них расположены 15 станций: 14 мелкого заложения и одна наземная крытая — «Буревестник». Длина линий составляет 22,2 км. Обе линии пока обслуживаются единственным депо — «ТЧ-1 Пролетарское», в планах строительство второго депо для поездов Сормовско-Мещерской линии и в перспективе — третьего депо для перспективной Нагорной линии.
На 2 станциях из 15 — «Московская» и «Горьковская» — смонтированы эскалаторы. Станция «Московская» является пересадочным узлом на городскую электричку.
Эксплуатацию метрополитена осуществляет МП «Нижегородское метро». Стоимость проезда — 28 рублей (по транспортной карте «Ситикард» на 60 минут — 26 рублей).
Новосибирский метрополитен
Новосибирский метрополитен — это скоростная рельсовая внеуличная общественная транспортная система на электрической тяге в Новосибирске. Является самым восточным метрополитеном в Российской Федерации. Запущен 7 января 1986 года.
После запуска Новосибирский метрополитен стал первым и единственным за Уралом, в Сибири, а также четвёртым в России и одиннадцатым в СССР.
Самарский метрополитен
Самарский метрополитен (полное название — Муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А. А. Росовского») — это система городского внеуличного рельсового общественного транспорта в городе Самаре. Пятая по вводу в эксплуатацию в России, вторая в Приволжском федеральном округе, двенадцатая на постсоветском пространстве.
До 1992 года — Куйбышевский метрополитен, с октября 2013 года носит имя А. А. Росовского.
Самарский метрополитен насчитывает 10 станций, из них 9 — подземных и одна — наземная. На текущий момент (2022 год) метрополитен состоит из одной линии, эксплуатационная длина которой в двухпутном исчислении составляет 11,6 км. По длине эксплуатируемых линий занимает 168-е место в мире, 13-е — среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского, Петербургского, Киевского, Ташкентского, Харьковского, Минского, Бакинского, Тбилисского, Нижегородского, Казанского, Новосибирского и Екатеринбургского), седьмое — в России.
По числу станций Самарский метрополитен занимает 6-е место в России после метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска и Казани.
Екатеринбургский метрополитен
Екатеринбургский метрополитен (до 1992 года — Свердловский метрополитен) — это рельсовый подземный общественный транспорт на электрической тяге, расположенный на территории города Екатеринбург.
Основной эксплуататор — ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен».
Казанский метрополитен
Казанский метрополитен (тат. Казан метрополитены) — это рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный транспорт на электрической тяге, расположенный в Казани. Стал первым (и на данный момент — единственным) метрополитеном в России, построенным после распада СССР, седьмым (и на данный момент — последним) по счёту в России, третьим в Приволжском федеральном округе.
По длине эксплуатируемых линий занимает 154-е место в мире, одиннадцатое — среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского, Петербургского, Киевского, Ташкентского, Харьковского, Криворожского, Минского, Бакинского, Тбилисского и Нижегородского), четвёртое — в России. По числу станций Казанский метрополитен занимает 5-е место в России после метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска.
Открытие первого участка «Кремлёвская» — «Горки» состоялось 27 августа 2005 года, и оно было приурочено к празднованию 1000-летия Казани. Сегодня система Казанского метрополитена состоит из единственной линии длиной 16,8 км с 11 станциями. Она проходит с севера через центр на юго-восток города. В августе 2018 года открыли станцию «Дубравная».
Волгоградский скоростной трамвай
Волгоградский скоростной трамвай — это трамвайная система с элементами метрополитена в Волгограде, открытая 5 ноября 1984 года и являющаяся составной частью общей трамвайной сети города.
В 2012 году в журнале «Forbes» «Волгоградский метротрам» занял четвёртое место в списке «12 самых интересных трамвайных маршрутов мира».
Расскажите пожалуйста про метро в Омске. Строят уже более 30 лет, начинали ещё в Союзе, до сих пор не достроена ни одна станция. Не один проект был, в итоге метро законсервировали. Сейчас так и стоит одна недостроенная ветка и пять станций. Будет очень интересно.