Хеди Ламарр: от кинодивы к изобретателю
Хеди Ламарр (англ. Hedy Lamarr, урождённая Хедвиг Ева Мария Кислер (нем. Hedwig Eva Maria Kiesler); 9 ноября 1914, Вена, Австро-Венгрия — 19 января 2000, Кэсселберри, Флорида, США) — австрийская и американская киноактриса и изобретательница, чья популярность пришлась на 1930—1940-е годы.
Хеди Ламарр: от кинодивы к изобретателю
Сто и один год назад родилась Хеди Ламарр — знаменитая американская актриса и просто красавица. В день ее рождения отмечают День изобретателя в немецкоговорящих странах — Австрии, Германии и Швейцарии. Думаете, это совпадение? Вовсе нет: дело в том, что Хеди Ламарр считается создательницей метода, необходимого для работы таких технологий, как GPS, Bluetooth, Wi-FI и CDMA.
Хеди Ламарр и ее другу Джорджу Антейлу принадлежит патент на изобретение «секретных систем коммуникаций», включающих технологию передачи ложных сигналов на разных частотах.
В дальнейшем это изобретение стало основой для создания метода передачи информации по радио, называемого FHSS (frequency-hopping spread spectrum, псевдослучайная перестройка рабочей частоты). А FHSS, в свою очередь, лег в основу множества беспроводных технологий, которыми мы пользуемся сегодня.
До сих пор сторонники и противники Ламарр не могут решить, заслуживает ли актриса похвалы за свое изобретение. Что ж, дьявол кроется в деталях — к ним и следует обратиться в поисках ответа на вопрос. Нам придется углубиться в биографию Ламарр — впрочем, это будет совсем не скучно.
Стой смирно и веди себя глупо
Как говорила сама Ламарр, «любая девушка может быть очаровательной; все, что ты должна для этого делать, — стоять смирно и вести себя глупо». Технического образования у Хеди не было. Молодая еврейка училась в театральной школе, а в кино впервые снялась в 1930 году, в возрасте шестнадцати лет.
Тремя годами позже она обрела мировую известность благодаря фильму «Экстаз». В ленте есть эпизод, где обнаженная героиня купается в озере. До этого в кино таких сцен не было — общественность оценила новизну приема и смелость актрисы. Тогда же Ламарр стала первой женщиной, сымитировавшей оргазм перед камерой. Уж это точно был прорыв — правда, связанный с огромным скандалом. Во время съемок этой сцены Хеди для большей правдоподобности колола себя английской булавкой.
Церковь негодовала, фильм запретили к прокату, а Ламарр в тот же год вышла замуж за фабриканта оружия, австрийского миллионера Фрица Мандля. Муж был очень ревнив, держал молодую жену в ежовых рукавицах и всюду возил с собой. Несмотря на еврейское происхождение, Мандль был связан с фашизмом (в его австрийской версии) и пытался договориться с нацистской Германией о поставках вооружений — правда, переговоры успехом так и не увенчались.
Хеди присутствовала на деловых встречах мужа. По слухам, на них лично бывали Гитлер и Муссолини. Ламарр также сопровождала Мандля во время визитов в военные лаборатории, где много узнала о действии противокорабельного оружия и систем наведения. Как у большинства актеров, память у нее была прекрасная.
Хеди не разделяла политические взгляды мужа — она ненавидела фашизм. Прожив четыре года в несчастливом браке, Ламарр решила бежать от мужа в США. После нескольких неудачных попыток актрисе это удалось: подсыпав снотворное приставленной к ней горничной, Хеди переоделась в ее одежду и была такова. Чтобы легче было начать новую жизнь, актриса прихватила с собой сумочку с драгоценностями.
Как засунуть пианино в торпеду
В Голливуде актрису приняли с распростертыми объятиями. Примерно в возрасте двадцати пяти лет Ламарр решила найти женского эндокринолога, который объяснил бы ей, как повлияет гормональная терапия на внешний вид груди. Так она познакомилась с Джорджем Антейлом — композитором, музыкантом, изобретателем и журналистом в Esquire и Coronet, помимо прочего публиковавшим статьи о том, как вести себя с женщинами в зависимости от их гормональных характеристик.
Шел сентябрь 1940 года. Разговор о женском торсе перерос в беседу о торпедах. Хеди знала, как работают радиоуправляемые торпеды, самым большим недостатком которых была несовершенная система наведения — обнаружив угрозу, противник легко глушил сигнал, отправляя помехи на той же частоте. Актриса предложила отправлять сигналы по частям на разных частотах.
Техническая реализация этой идеи легла на плечи Антейла, что он и исполнил, правда, на свой лад. Согласование передатчика с приемником было решено осуществить с помощью валика механического пианино. Кроме того, Джордж предложил отправлять сигналы короткими очередями по 88 частотам, так как в пианино 88 клавиш.
Испытав изобретение на 12 механических фортепиано, которые Антейл использовал в постановке своего «Механического балета», свежеиспеченный научный дуэт запатентовал находку, а после бесплатно передал ее армии США.
Правда, новинку в армии не оценили — изобретение выглядело громоздким и трудноприменимым. После неудачи Антейл возмущался: «Боже мой! Я так и вижу, как они говорят: «Мы не можем засунуть пианино в торпеду!» К разработке Ламарр и Антейла военные вернулись в пятидесятых годах, а реализовали ее на практике в начале шестидесятых.
А был ли инженер?
На самом деле Ламарр была не первой, кто занялся FHSS. Идея уже витала в воздухе — человечество совершило бы то же открытие и без участия Хеди и Джорджа.
Недоброжелатели обвиняют Ламарр в корыстолюбии и банальном воровстве: актриса якобы украла идеи у мужа и его сотрудников, ведь больше она ни над чем не работала и не получила ни одного патента. Это, кстати, не совсем правда: до того как начать работу над FHSS, девушка изобрела аналог бульонных кубиков со вкусом колы для изготовления домашних прохладительных напитков.
Но история Хеди — не только о том, кто первым изобрел FHSS. Еще она о патриотизме, способности гибко мыслить и выходить за рамки собственных представлений о мире. Ламарр пожертвовала патент армии США для борьбы с нацистами. Его отвергли и взамен предложили принять участие в рекламной кампании по продаже военных облигаций. Хеди согласилась и заработала для союзников $7 млн.
Ламарр и Антейл зарегистрировали свой патент всего через восемь месяцев после Перл-Харбора. Сложись история по-другому — эта разработка могла бы спасти жизнь тысячам американских и английских военных моряков.
Почему изобретение Хеди отвергли в сороковых и вернулись к этой разработке лишь много лет спустя, по истечении срока патента? Такое часто случается с изобретениями. Возможно, сыграл роль и тот факт, что технологию представили кинодива и композитор.
В 1997 году Фонд электронных рубежей официально наградил актрису за изобретение FHSS. В начале 2014 года Хеди была введена в зал славы изобретателей. Необычная биография и шумиха в СМИ превратили историю Ламарр в легенду, которая продолжает обрастать мифами сообразно фантазии авторов по сей день.
Автор: Kate Kochetkova
Источник:
Комментарии к статье: «Хеди Ламарр: от кинодивы к изобретателю»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!