Адам Смит: краткая биография
Адам Смит (англ. Adam Smith, МФА [ˈædəm smɪθ]; родился незадолго до 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург) — шотландский экономист и философ-этик, один из основоположников экономической теории как науки.
Адам Смит считается основателем классической политэкономии.
Краткая биография
Биография Смита бедна событиями: он вырос в маленьком городе Керколди, получил образование в Университете Глазго и в Баллиол-колледже в Оксфорде, с 1748 года преподавал в университетах Эдинбурга и Глазго, где читал лекции по литературе и нравственной философии. Примерно в 1750 году сблизился с Дэвидом Юмом, во многом близким ему по взглядам. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», в которой, основываясь на этике сенсуализма, изложил свою концепцию «чувства симпатии» как основы нравственности. В 1763 году ушёл из университета, около двух лет провёл во Франции, где встречался с Вольтером, физиократами Анном Тюрго и Франсуа Кенэ, философами д’Аламбером, Гольбахом, Гельвецием. Вернувшись на родину, к 1776 году написал свой главный труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эта книга сделала Смита знаменитым. С 1777 года он состоял в Лондонском королевском обществе, с 1783 года — в Эдинбургском королевском обществе. Последние годы жизни работал на таможне, умер в 1790 году.
«Исследование о природе и причинах богатства народов», издание 1828 года
«Богатство народов» стало первым систематическим изложением основ экономической науки. В этой книге Смит раскритиковал меркантилизм и сформулировал концепцию производительного труда как источника богатства наций. Основным способом повысить производительность труда и, как следствие, увеличить богатство Смит считал разделение труда и специализацию при выпуске продукции. По его мнению, рынок является идеальным регулятивным механизмом для экономики. В условиях свободной конкуренции люди могут повысить свой достаток, только удовлетворяя потребности других, и в результате эгоизм отдельных индивидов становится источником роста общего благосостояния (это описывается как действие «невидимой руки»). Смит считал полезным ликвидировать все ограничения и монополии как препоны, мешающие экономическому развитию. Он изложил своё видение факторов, формирующих стоимость продукта (рента, прибыль, заработная плата), сформулировал понятия основного и оборотного капиталов, обосновал важность накопления капитала как главной задачи предпринимателя.
В XIX веке учение Адама Смита стало основой экономического либерализма и концепции невмешательства государства в экономические процессы. Долгое время благотворность свободной конкуренции не подвергалась сомнению. Идеи Смита получили развитие в трудах Давида Рикардо и Карла Маркса, существенно повлияли на многие идейно-политические течения. С середины XIX века смитианство подвергалось критике со стороны идеологов социализма и коммунизма, сторонников протекционизма. В XX веке в ответ на появление в ряде стран командно-экономических систем идеи Смита снова обрели популярность в рамках неолиберализма.
Экономическая теория Адама Смита
9 марта 1776 года опубликовали трактат шотландского экономиста и философа Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». Эта книга оказала большое влияние на экономическую теорию.
По словам английского экономиста XIX века Уолтера Баджета, книги Адама Смита трудно понять без представления о том, каким Адам Смит был человеком. Дополним: важно ещё и время, в которое жил Адам Смит. Информации о его биографии сохранилось крайне мало, не известна даже точная дата его рождения, лишь дата крещения – 5 июня 1723 года. Адам Смит не вёл дневник, редко писал письма и не имел друзей, которые могли бы поделиться воспоминаниями о нём.
Адам Смит учился в школе, которую считали одной из лучших в Шотландии, затем поступил в университет Глазго, позднее в Оксфорд. Правда, он разочаровался в университете именитого студенческого городка, так как методы преподавания в Баллиол-колледже в Оксфорде сильно отличались от его прежнего учебного заведения. В Оксфорде требовалось дважды в день ходить на молитву и лишь дважды в неделю на занятия. Он писал, что английские университеты в то время "предпочли на долгое время остаться святилищами, где нашли приют и защиту давно отвергнутые идеи и устарелые предрассудки…". Не добавляло радости от обучения и то, что к студентам из Шотландии относились с некоторой неприязнью: из-за их акцента, бедности. За всё время обучения в Оксфорде Адам Смит не имел возможность приехать домой из-за недостатка средств, он жил аскетично в своей маленькой комнате с минимумом мебели, где зимой было холодно, из-за чего часто болел. Почти всё свободное время он читал, но руководство колледжа относилось к его читательским предпочтениям настороженно, ведь Адам Смит читал в том числе Дэвида Юма, который имел репутацию атеиста. Желание Карла Эдуарда Стюарта захватить трон Великобритании привело к тому, что начались репрессии не только к повстанцам, но и всем шотландцам: им запрещали носить оружие и традиционную одежду. Эти обстоятельства вынудили Адама Смита вернуться в свой родной город Керколди, где он провёл два года, занимаясь самообразованием. Затем его пригласили читать курс лекций по английской литературе в Эдинбургском университете. На его лекции приходили не только студенты, но даже и светские дамы, ведь Смит превосходно владел аудиторией и преподносил материал без всяких конспектов. То, как меняется жизнь шотландского общества, как развивается экономика повлияло на интересы Адама Смита. Вскоре он начал читать курс "О юриспруденции, или О естественном праве", уже там Адам Смит начал высказывать идеи экономического либерализма.
В труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" Адам Смит искусно раскрывает множество тем: причины увеличения производительности труда, природу капитала и его накопления, развитие благосостояния у разных народов, доходах монарха или государства. Там он пишет и об экономическом развитии Европы, торговой и колониальной политике европейских государств, о военных системах в первобытную эпоху и многих других темах.
Адам Смит считал, что «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь три условия: во-первых, мир внешний и внутренний, во-вторых, терпимость в управлении государством, и в-третьих, разумное налогообложение. Все остальное сделает естественный ход вещей». Он доказывал, что предприниматель, поступая эгоистично, думая о достижении собственных финансовых интересов, приводит к экономической выгоде всё общество. Как писал Адам Смит, предприниматель как бы направляется "невидимой рукой" к достижению общественных целей.
Так как трактат вышел в 1776 году, некоторые исследователи считают автора "экономистом мануфактурного периода", ведь для той эпохи было характерно разделение труда с ограниченным применением машин, и по-прежнему большая роль в экономике была именно у сельского хозяйства. Рывок же в промышленности был более заметным лишь в самом конце XVIII века. Тем не менее, труд Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" некоторые называют самой важной работой XVIII века и вершиной экономической мысли того столетия.
Адам Смит умер в возрасте около семидесяти лет, не имея семьи и детей. Считается, что его последними словами была фраза: «Я мог бы достичь большего».
Могила Адама Смита в Эдинбурге
Издания на русском языке:
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 684 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I—III). / Пер. с англ, вводная статья и комментарии Е. М. Майбурда. — М.: Наука, 1992. — 572 с. — ISBN 5-02-012059-6
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с. — ISBN 978-5-699-18389-0.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [пер. с англ. П.Н. Клюкина]. — М.: Эксмо, 2016. — 1056 с. — (Серия: Великие экономисты). — ISBN 978-5-699-84994-9
- Смит А. Теория нравственных чувств. — М.: Республика, 1997. — 352 с. — (Серия: Библиотека этической мысли). — ISBN 5-250-02564-1.
- Смит А. Размышления о началах формирования языков и различном духе исконных и составных языков = Adam Smith. Considerations Concerning the First Formation of Languages, and the different Genius of Original and Compound Languages. : 1761 : [пер. с англ.] / Хвальков Е.А. (перевод с английского языка на русский), Лобанова Л.П. (ответственный редактор) // Язык и мышление в теориях происхождения языка XVIII в. Избранные переводы и статьи. — М. : АПК и ППРО, 2012. — С. 50—85.
Комментарии к статье: «Адам Смит: краткая биография»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!